Чаплин: День народного единства неслучайно близок к 7 ноября

18:09 04/11/2015

Москва, 4 ноября. В День народного единства председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин рассказал «МИР 24» о значении этого праздника.

«МИР 24»: Что значит этот день для Вас?

Всеволод Чаплин: Неслучайно инициаторами этого праздника выступили традиционные российские религиозные общины и Объединенный межрелигиозный Совет России. Нынешний святейший патриарх Кирилл, еще будучи митрополитом, был фактически главным инициатором этого праздника. И не случайно он близок к дате 7 ноября. Эта дата разделяла людей, а нам нужен был праздник, который бы людей объединял. И сегодня мы такой праздник имеем. Конечно, некоторые люди скептически к нему относились с самого начала, скептически относятся и сейчас. Говорят, что все забыли события семнадцатого века. Но нам как раз нужно эти события вспомнить. И не случайно праздник приобретает все-таки уже настоящую традицию, приобретает известность в народе, любовь в народе. В семнадцатом веке, в 1612 году, была одержана очень важная победа. День победы древний, но очень важный для нас. Мы победили не только интервентов, не только предателей, которые засели в Кремле. Мы победили разделение, победили Смуту, победили ситуацию, в которой одни сыны и дочери нашего народа воевали против других. Ситуацию, в которой зло правило в стране и хаос был в стране. Объединившись в 1612 году под руководством патриарха Гермогена, под руководством Минина и Пожарского, мы потом 300 лет были едиными и переносили самые серьезные испытания.

«МИР 24»: Как раз среди скептиков есть вопрос, почему была выбрана именно эта дата, ведь у нас побед было много и других?

Всеволод Чаплин: Вы знаете, много побед мы отмечаем, и некоторые победы заслуженно празднуются, активно. Это и Куликовская битва, и события, связанные с 1812 годом, с первой Великой Отечественной войной. Семнадцатый век был подзабыт. Это не просто военная победа в отличие от многих других, это исправление народного духа. Это переход из состояния раздробленности, разобщения к состоянию потрясающего единства. То, что нас очень нужно сегодня. Мало победить на поле битвы, надо преодолеть внутреннюю смуту, внутренний раздрай. Это для нас, между прочим, сегодня актуально.

«МИР 24»: Что нужно сделать, чтобы народ наш стал единым?

Всеволод Чаплин: Для этого недостаточно думать только о материальных благах. Для этого недостаточно внутренних вызовов и тем более внешних врагов. Мы народ-воин, и в то же время народ, который способен добиваться мирными средствами, умом, волей, словом, действием, любых исторических целей. Нам нужна глобальная миссия. Нам такая миссия, которая может изменить весь мир. Мы не умеем довольствоваться малым, и слава богу, что не умеем. Нас пытаются и пытались, особенно в 90-е годы, учить жить ради куска хлеба, ради кошелька, ради брюха, житейского комфорта. Когда человеку в России и другим православным народам такую цель предлагают, он проигрывает всегда, он как народ исчезает. И поэтому сегодня нам как раз нужно объединяться ради великих целей. Это может быть что угодно. Это может быть научный прорыв, это может быть построение мира в разных регионах планеты, в том числе на Ближнем Востоке, это может быть строительство одноэтажной, двухэтажной новой России. А демографический кризис мы преодолеем только тогда, когда построим в самых разных местах на обширной территории новую двухэтажную Россию, где люди при современных информационных технологиях вполне могут работать, не выходя из дома и не приезжая в офисы в большие города. Это может быть построение глобальной экономической справедливости, о необходимости которой сегодня говорят люди на самых разных континентах. Вот такие глобальные цели нас могут сегодня объединить.

«МИР 24»: То, что Вы сказали, неожиданно было услышать именно из Ваших уст, потому что в голове обывателя Церковь далека от технического прогресса. Вы говорите, что это не так и все наоборот.

Всеволод Чаплин: Нам нужно расставаться со штампами советского периода или со штампами, которые нас сегодня подбрасывают некоторые западные элиты. Штампы какие – «дело Церкви молиться в храме, и все». А на самом деле светскость государства означает только одно, если мы обратимся к российскому закону о свободе совести и религиозных объединениях. Светскость государства и отделение от государства религиозных объединений означает только то, что эти объединения не являются органами власти, а государство не несет в себе религиозных функций. Церковь – это не просто религиозное объединение, которое является рамками религиозных общин. Церковь – это десятки миллионной людей, это не только духовенство. Это политики, военные, художники, писатели, инженеры, рабочие, крестьяне, предприниматели, кто угодно. Вот все эти люди имеют не только право, но и долг действовать в своей профессиональной сфере, как христиане. Или мусульмане, если они являются верующими этой религии. Или иудеи, или буддисты. И вот сегодня очень важно добиться того, чтобы нравственные ценности, возвращались и в политику, экономику, в культуру, и в информационную сферу. Без этого просто жизни не будет.

Полную версию интервью смотрите в видеоролике.