Как не нарваться на подделку при покупке картины

16:21 16/11/2015

Москва, 16 ноября. Среди людей наверняка найдутся те, кто не раз любовался «Черным квадратом» Малевича. И задавался вопросом: в чем смысл? Он наделал немало шума. И не только в свое время. Буквально несколько дней назад ученые объявили сенсацию. Под картиной нашли целых две композиции и надпись. Эксперты уверяют, с настоящими старинными картинами такое случается не редко. А вот копия шедевра вряд ли может похвастать богатым прошлым.

Первые подделки появились еще во времена Рафаэля. Их делали не для наживы. Так считают ученые. А для чего? Да просто картины копировали в подарок. Самым известным фальсификатором всех времен и народов считается голландец Ханс ван Меегерен. Он стал художником-имитатором поневоле: сказалась душевная травма. Один искусствовед поиздевался над молодым Хансом, назвав его бездарным. Чтобы отомстить и унизить обидчика, тот продал критику подделку давно утерянной картины. Ученые десятилетиями изучают технику и мастерство великого комбинатора. Сегодня его работы имеют немалую художественную и историческую ценность. Кстати, картины и антиквариат многие считают отличным долгосрочным вложением.

Вот только как не прогадать, что покупать и как не нарваться на подделку? Узнаем у нашей гостьи, искусствоведа-оценщика Ульяны Добровой. Вы согласны, что хранить деньги в предметах искусства - это такое хорошее долгосрочное вложение?

Доброва: Да, искусство часто поднимается в контексте альтернативных инвестиций, и правильно подобрав произведение искусства, вы сможете сохранить свои деньги, а в некоторых случаях даже преумножить.

А как не нарваться на мошенников, если решить приобрести картины известных мастеров?

Доброва: В этом случае необходимо обратиться к осведомленному в этих делах специалисту. Это может быть консалтинг или экспертная организация. Очень важно, чтобы она была авторитетная и имела хорошую репутацию. Таких в Москве предостаточно. Они могут быть государственными и коммерческими. Перед тем, как приобретать вещи, нужно обратиться к ним за консультацией, изучить стоимость, порядок цен на рынке, аспекты подлинности и только потом осуществлять покупку.

Часто ли приходится прибегать к основательным экспертизам?

Доброва: Россия – одна из тех стран, где, помимо рынка произведений искусства, существует рынок экспертизы. То есть довольно большое предложение на рынке услуг экспертов, есть такие понятия, как срок годности экспертизы подлинности произведений искусства. Потому что это научное исследование, и, так как наука не стоит на месте, есть понятие срока годности эспертизы. Кстати, по сравнению с Европой в России очень невысокая стоимость этих услуг. Во Франции, чтобы получить экспертизу, нужно заплатить около 3% от реальной стоимости. В РФ законодательство запрещает, чтобы тарифы на услуги оценщика каким-то образом были связаны со стоимостью произведения искусства. В России, независимо от того, что вы оцениваете, этот тариф фиксированный.

Продолжение интервью смотрите в видеоролике