Москва, 18 октября. Выдающийся советский и российский кинорежиссер Эльдар Рязанов отмечает день рождения.
Автору десятков фильмов, вошедших в золотую копилку отечественного кинематографа, исполняется 88 лет.
«МИР 24» вспомнил 10 самых знаковых лент, созданных мастером за его творческую карьеру.
«Карнавальная ночь» (1956)
Свою карьеру Рязанов начинал с документалистики. После показа его ленты «Остров Сахалин» на Каннском фестивале на молодого режиссера обратили внимание и пригласили в игровое кино.
Первым серьезным успехом Рязанова на этом поприще стала новогодняя комедия «Карнавальная ночь».
Фильм стал настоящим хитом отечественного проката и проложил путь к славе Людмилы Гурченко, исполнившей роль обаятельной Лены Крыловой.
А монолог Сергея Филиппова «Есть ли жизнь на Марсе» вошел в историю как один из лучших скетчей в истории советского кино.
«Человек ниоткуда» (1961)
Эксцентричная и бесконечно жизнерадостная комедия «Человек ниоткуда» неожиданно вызвала резкую критику со стороны функционеров от кино. Рязанов подвергся травле: в печати появлялись письма «разгневанных трудящихся», обвинявших режиссера в формализме и нравственной пустоте.
Фильм был запрещен к показу и вновь вышел на экраны в 1988 году. Тогда массовый зритель наконец-то смог оценить игру блестящего квартета Сергея Юрского, Анатолия Папанова, Юрия Яковлева и Людмилы Гурченко.
«Гусарская баллада» (1962)
Несмотря на проблемы с чиновниками от кино, Рязанову удается создать очередной фильм, с успехом прошедший в прокате. Легкомысленный водевиль по пьесе Александра Гладкова посмотрели более 48 миллионов советских зрителей.
Успеху ленты, выпущенной к 150-летию Бородинской битвы, во многом способствовал воплощенный Юрием Яковлевым образ поручика Ржевского. Благодаря фильму Рязанова, фольклор получил нового героя – веселого гусара с далеко не строгой моралью.
«Берегись автомобиля» (1966)
Следующим хитом Рязанова стала лента «Берегись автомобиля». Картину о советском Робин Гуде Юрии Деточкине отличает не только яркий юмор, но и острый социальный подтекст. Зрителям картина полюбилась обилием афоризмов, порой парадоксальных, порой на редкость метких.
«Зигзаг удачи» (1968)
Скромный служащий провинциального фотоателье мечтает купить камеру и переехать в столицу. Судьба ему улыбается – главный герой выигрывает в лотерею крупную сумму. Проблема же заключается в том, что счастливую облигацию он купил на деньги, взятые из кассы взаимопомощи. Теперь коллеги требуют свою долю от выигрыша.
«Зигзаг удачи» - веселая, но при этом беспощадная сатира на советских обывателей, которые усердно строят коммунизм, не забывая и о материальных благах.
«Служебный роман» (1977)
Очередная лента Рязанова о маленьком человеке с большим сердцем. Анатолий Новосельцев, служащий статистического бюро, следует совету товарища и решает приударить за начальницей ради повышения по карьерной лестнице. Корыстная затея приобретает неожиданный поворот, и герои по-настоящему влюбляются друг в друга. «Служебный роман» - это простая, но обаятельная комедия о том, как любовь может изменить людей.
«Самое трудное, но самое интересное и благодарное — делать комедии о хороших и добрых людях. Мольер не написал ни одной комедии, где действовали бы герои, которым мы хотим сочувствовать. Чтобы работать в этом русле, надо иметь такое чутье и так любить людей, как мало кто умеет. В нашем кино в этом жанре кроме нас с Эмилем Брагинским никто не работал. Чаплин делал такое, но только лучше, чем мы», - говорил Рязанов в одном из интервью.
«Гараж» (1979)
Еще одна работа Рязанова-сатирика носит автобиографический характер. Через участок, отведенный под строительство гаражного кооператива, проводят трассу. Из-за этого пайщики решают на собрании исключить из кооператива нескольких человек. «Гараж» - абсурдистская комедия о том, как из-за корысти люди способны потерять человеческое лицо. Гротескную сатирическую историю воплотила целая плеяд легенд советского кино.
«Вокзал для двоих» (1982)
В 80-е Рязанов перешел от комедии к драме. Поворотным моментом в карьере режиссера стал «Вокзал для двоих» - история любви официантки привокзального ресторана и заключенного колонии, осужденного за преступление, которое он не совершал. Меланхоличная лента участвовала в конкурсе Каннского фестиваля и была признана лучшим фильмом года по мнению читателей журнала «Советский экран».
«Жестокий романс» (1984)
Пьеса Александра Островского «Бесприданница» вдохновила Рязанова на фильм, имеющий мало общего с литературным оригиналом. Вновь режиссер привлек к работе безупречный актерский состав, сумевший выдержать баланс между иронией и трагедией.
Рязанова раскритиковали за слишком вольную трактовку классики. Несмотря на это, фильм полюбился зрителям и стал очередной лентой мастера, признанной лучшим советским фильмом года.
«Андерсен. Жизнь без любви» (2006)
В 90-е годы для Рязанова прошли неудачно. Он вернулся к комедийному жанру, однако его новые работы были встречены холодно. Вернуть себе звание одного из ведущих режиссеров России Рязанов смог после того, как на экраны вышла драма «Андерсен. Жизнь без любви». Биография великого датского сказочника – виртуозная смесь из реальной истории писателя и волшебной фантасмагории. Сам Рязанов появляется в фильме, исполняя роль хозяина гробовой мастерской.
Подробнее в сюжете: Ушел из жизни режиссер Эльдар Рязанов