Загреб, 18 ноября. В Хорватии проходят траурные мероприятия, приуроченные к годовщине сдачи Вуковара сербским войскам. «МИР 24» вспоминает о трагических событиях, послуживших началом самой кровопролитной войны в новейшей истории Европы.
В последние годы существования социалистического блока в югославских республиках начался рост националистических настроений. Не стала исключением и Хорватия, в которой крайне правым удалось прийти к власти.
Фактическим началом противостояния можно считать май 1990 года, когда республика приняла новую Конституцию, объявившую Хорватию национальным государством. Согласно ей, хорватские сербы получили статус национальных меньшинств с ограниченными гражданскими правами.
Среди политического истеблишмента не было единого мнения по сербскому вопросу. Одни предлагали предоставить национальному меньшинству автономию, другие предлагали вести переговоры с лояльными государству лидерами сербов. Но президент Франьо Туджман занял радикальную позицию. Он призвал нацию сплотиться для создания моноэтнического государства.
Рост националистических настроений в Хорватии был вызван не в последнюю очередь аналогичными процессами, проходившими в Белграде, где набирал популярность ультраправый политик Воислав Шешель. В Загребе опасались, что соседняя республика намерена построить Великую Сербию на всей территории Югославии. Между тем, по заявлениям сербской стороны, в Хорватии к тому времени уже начались этнические чистки.
Кульминацией первого этапа противостояния стал всенародный референдум, на котором хорваты провозгласили полную независимость своего государства. В марте сербская армия вступила в Хорватию. Сербам пришлось замедлить продвижение из-за начавшейся войны в Словении. После поражения югославских войск и провозглашения независимости республики Белград сосредоточился на западном направлении.
Первый серьезный удар принял на себя приграничный городок Вуковар, в котором хорваты исторически сожительствовали с сербами. В этом местечке, по утверждению Белграда, и начались первые этнические чистки, жертвами которых стали сотни людей.
После начала войны хорватские власти начали спешно эвакуировать население и возводить оборону города. На защиту города встали шесть тысяч бойцов, многим из которых было суждено стать национальными героями Хорватии.
Сербам не давалось продвижение через город. Бойцы и ополченцы уверенно действовали в городских условиях. Примечательно, что на защиту города встали несколько сотен этнических сербов, считавших своей родиной Хорватию.
Ожесточенные бои продолжались 86 дней. Обе стороны потеряли по тысяче солдат, не удалось избежать колоссальных жертв и среди гражданского населения. Черной страницей в истории Хорватии стало 18 ноября, когда практически стертый с лица земли город был сдан сербской армии.
В этот день было совершено одно из самых известных военных преступлений времен хорватской войны. На трибунале в Гааге было доказано, что солдатами, которыми командовал полковник Миле Мркшич, были убиты более 250 гражданских. Массовое убийство вошло в историю как Вуковарская резня, а Мркшич был приговорен к 20 годам тюрьмы.
Город был передан Сербии, но для хорватов он стал символом борьбы за национальное государство. Во многих городах есть улицы, названные в честь Вуковара, который нередко называют «хорватским Сталинградом». В 1998 году город вернулся в состав Хорватии по итогам дипломатических переговоров.
«В Вуковаре состоялись торжества по поводу завершения срока действия мандата временной администрации ООН в Восточной Славонии — населенной преимущественно сербами части Хорватии. Таким образом, Восточная Славония окончательно перешла под юрисдикцию Загреба, согласно подписанному в октябре 1995 года Эрдутскому договору». Газета «Ведомости» от 16 января 1998 года.
В городе оставались миротворцы, контролировавшие бесконфликтный переход Вуковара к новой жизни. Параллельно началось восстановление населенного пункта, которое не завершено до сих пор.
Фото: Владимир Вяткин, РИА Новости
Символично, что годы спустя президент Сербии Борис Тадич выбрал именно Вуковар для официального визита в Хорватию. Он выступил с речью, в которой призвал сербов и хорватов забыть старые распри и прийти к согласию.
Правительства двух стран в последние годы выстраивают добрососедские отношения, стремясь быть вместе в составе Евросоюза. Тем не менее, образ разрушенного Вуковара до сих пор используют правые популисты как в Сербии, так и в Хорватии.
Читайте также: