Москва, 19 ноября. В 2016 году легендарный русский путешественник Федор Конюхов планирует установить очередной рекорд – в одиночку облететь без пересадок вокруг света на воздушном шаре. Строительство шара вовсю идет в Великобритании, над ним работает 30 специалистов из Австралии, США, Бельгии и Голландии. Воздушный шар стартует из Австралии, местами его скорость будет достигать 300 километров в час. При этом спать Конюхову придется не более двух часов подряд, а дышать – через кислородную маску. Руководитель проекта Оскар Конюхов и сам путешественник, который также является протоиереем Украинской православной церкви Московского патриархата, художником и писателем, рассказали подробности готовящейся экспедиции.
МАРШРУТ
Оскар Конюхов: «Старт будет на западном побережье Австралии, в 100 километрах от столицы штата Западная Австралия, города Перт. Городок называется Нордхэм, там есть воздухоплавательный клуб, подготовленные люди, площадка для раскладывания оболочки. За Пертом идет Большая пустыня Виктория, то есть несколько тысяч километров без гор и каких-либо строений, которые могут помешать взлету. После старта шар пересекает Австралию с запада на восток, пересекает Тасманово море и держит курс на восток, в сторону Чили. Пересекает Тихий океан, Чили, Анды, Аргентину и заходит в Южную Атлантику. Дальше держит курс на ЮАР и выходит в Индийский океан. После пересечения океана начинается заход на посадку как раз в районе Перта. Общая протяженность маршрута составит 33-35 тысяч километров, время в пути – 13-15 дней».
На сегодняшний день подобный полет осуществили лишь дважды. Первым был экипаж, состоящий из англичанина Брайана Джонса и швейцарца Бертрана Пикара в 1999 году. Им удалось совершить это путешествие с третьей попытки. Затем, в 2002 году, вокруг Земли с шестой попытки облетел американец Стив Фоссетт – его показатели и планирует превзойти Конюхов.
«Есть два возможных кругосветных маршрута: в Северном полушарии и Южном. Мы изучали обе возможности, но в Северном полушарии очень оживленный авиационный трафик. Все-таки швейцарец и англичанин летели вдвоем, это два пилота, возможность контролировать шар больше. Стив Фоссетт летел в Южном полушарии и стартовал из Австралии. Там гораздо меньше интенсивность авиационного трафика. И второй момент – это получение разрешений на пролет. В Северном полушарии есть достаточно сложные в этом плане страны: Китай, страны Юго-Восточной Азии. В Южном полушарии мы пересекаем только Австралию, новую Зеландию, Чили, Аргентину и, возможно, ЮАР. Самое главное – для раскладки шара, взлета и приземления требуются большие пустынные пространства.
Швейцарцы облетели за 19 дней, но у них был северный маршрут, Фоссетт – за 13 дней, но это было 13 лет назад. У нас будет легче гондола, баллоны, более точный метеорологический прогноз. Мы будем работать с профессором Бельгийского метеорологического института, который будет давать Федору указания – на каком эшелоне нужно находиться, чтобы идти в нужном потоке. За полетом будут следить два центра контроля. Один – на производстве в Бристоле – будут давать инструкции в случае поломок. ЦУП будет находиться в Австралии, в штаб-квартире Virgin Australia – это компания сэра Ричарда Бренсона, который предоставляет все условия».
ВОЗДУШНЫЙ ШАР
Строительством шара занимается британская компания Cameron Balloons, а материалы производятся в Испании. По словам Федора Конюхова, сейчас над ним работают 30 человек: 10 американцев, англичане, бельгийцы, голландцы и австралийцы. Кабина будет выполнена из карбона, сам шар будет из специального светоотражающего материала. Внутри кабины будет установлено самое современное оборудование, наподобие того, что установлено в самолетах и вертолетах: будет обеспечена спутниковая связь, радиосвязь, транспондер, ГЛОНАСС. У шара будет две газовых камеры: верхняя на 700 кубометров, нижняя – на 15 тысяч кубических метров. На старте в шар закачают примерно 10 тысяч кубических метров гелия, это 60% от необходимого объема, что позволит шару взлететь и достичь определенной высоты. Под действием солнечного света газ будет расширяться и займет все пространство.
«Гелий будет все время тащить шар в космос. Мне надо будет за световой день, до обеда, подниматься на высоту не более 11 тысяч метров, иначе шар лопнет, – пояснил Конюхов. – Ночью гелий сужается, и шар начинает падать, поэтому я буду барражировать над океаном – там, где больше кислорода, горелка будет лучше гореть. Не дай Бог, если я упаду на поселок или город – представляете, какой взрыв произойдет? Внутри будут лежать гигантские баллоны с кислородом, запас на 14-18 дней. На мне будет кислородная маска и легкий космический скафандр. Ночью, когда гелий сужается, я буду включать горелки на пропан-бутане. У меня будет 32 баллона, каждый баллон по 80 килограммов. Время от времени мне надо будет выходить, чтобы отогреть обмерзающие горелки».
ПОДГОТОВКА
Иван Меняйло, пилот-инструктор Федора и вице-президент Федерации воздухоплавания России: Чуть более года назад Федор к нам обратился c вопросом подготовки кругосветного полета, нами совместно была спланирована программа подготовки, которая проходит в два этапа: полеты на тепловом аэростате, которые сначала проходили в Дмитрове, потом в Италии, и полеты на газовом аэростате – в Германии и Подмосковье. Следующий этап – попытка установить мировой рекорд полета на аэростате определенного класса, у нас задача пролететь 30 часов и более. Это будет 20 января.
«В ближайшее время я буду перелетать из Германии в Италию «на водороде» на высоте 5500 метров, чтобы тренироваться дышать кислородом, – рассказал Федор Конюхов. – Со 2 апреля я буду на станции Борнео в Арктике, около Северного полюса, и стартую на воздушном шаре до Якутии – две тысячи километров и 50 часов. С 1 по 15 мая, как Стив Фоссетт, я буду в базовом лагере на Эвересте 15 дней проходить акклиматизацию на высоте 5300 метров, потому что шар будет очень резко подниматься и опускаться. Страх, конечно, у меня есть. Это очень хорошее чувство, и я благодарен Господу Богу, что он у меня его не забрал. Мне помогает, что я эти экспедиции долго готовлю».
Отметим, что проект не привлекает государственные средства, по окончании полета все оборудование будет помещено в музей.
Мария Аль-Сальхани