Реальное волшебство: кто собирает подарки в дома престарелых

16:07 05/07/2016

Москва, 16 декабря. «Из всех людей, живущих на земле, я больше всего люблю стариков и детей», – признавался Штирлиц, находивший отдых и уют в общении с пожилыми людьми и помощи им. Старики, как и дети – самая уязвимая и незащищенная часть человеческого общества. И если судьбы детей многим небезразличны, то одинокие пожилые люди часто остаются в абсолютном социальном вакууме.

Фонд «Старость в радость», отметившийся самыми масштабными акциями в помощь старикам, фактически начал действовать в 2007 году, когда второкурсница-филолог Лиза Олескина основала волонтерское движение. Началось все со Дня Победы в подмосковном Доме ветеранов, а спустя девять лет превратилось в массовое движение, организующее регулярную гуманитарную помощь отдаленным домам престарелых, акцию «Внук и внучка по переписке» и новогодний сбор подарков для одиноких пожилых людей.

Центр Москвы, полдень, в помещение популярного благотворительного магазина вносят пакеты и мешки. Сбор подарков в самом разгаре - только что привезли машину передач, собранную одной из столичных гимназий. Все принесенное складируется в довольно просторной светлой комнате, половину которой занимают составленные вместе столы. На них рядами теснятся блестящие подарочные пакеты. Под руководством двух сотрудников фонда пятеро волонтеров комплектуют наборы подарков, которые затем отправляются в черные полиэтиленовые мешки – так везти удобнее.

Несмотря на спонсорскую поддержку, фонд не может себе позволить каждую неделю доставлять «гуманитарную помощь» на машине, поэтому зачастую везут на поезде. В основном этим и объясняется запрет на дарение стеклянных елочных игрушек и тонкой посуды – просто-напросто побьется. В комплектах же вязаные и хлопчатобумажные носки, футболки, ночные рубашки, платки, тапочки, кепки, календари, кроссворды, сладости и подписанные открытки. Список подарков можно найти на сайте фонда и на его страницах в соцсетях: ничего особенного просят не приносить, чтобы наборы были равнозначными и никто не чувствовал себя ущемленным.

«Если в подарке перчатки – а вдруг это лежачая бабушка, которая не выходит на улицу? – объясняет миниатюрная лучезарная блондинка Юля, администратор фонда. – Очень трудно уследить, кому какой подарок уйдет, когда в доме 600 человек. Приезжает команда из 15 волонтеров, они не могут обойти всех и проверить, подойдет ли конкретный подарок. Но у нас все равно каждый год есть топ странных вещей, которые приносят, типа сервизов из китайского фарфора, статуэток и мешков с трусами. Для дедушек кладут алкоголь и «Плейбои». Неформатные вещи мы отправляем в Комплексный центр социального обслуживания (КЦСО), который обслуживает одиноких стариков на дому. Эти подарки потом переходят либо пожилым людям, либо персоналу».

У окна громоздятся сложенные памперсы – это, конечно, не подарки, а необходимость. По словам Юли, чуть ли не половина обитателей домов престарелых – лежачие. Памперсы, медикаменты, постельное белье, инвалидные коляски, трости, гигиенические и чистящие средства передаются домам престарелых регулярно, потому что собственных бюджетов, как правило, не хватает.

Каждый год акция стартует 1 декабря и продолжается примерно до 25-го. Развозят подарки в течение нескольких выходных, в этом году первые бабушки и дедушки получили их 12-14 декабря. Следующие партии отправятся 18-20 и 25-27 декабря. В 2014 году фонд собрал 20 тысяч подарков, которые попали в 150 домов престарелых.

«Мы проверяем каждый подарок - заглядываем, делаем их равнозначными, потому что все люди разные и подарки приносят разные. Какие-то более полные, какие-то поменьше. Все подарки идут в дома престарелых, причем не московские, а в областях, потому что в Москве не так все запущено, - дома престарелых Юля нежно называет «домиками» и всячески старается избегать слова «престарелые». – Каждый год мы объезжаем дома с Дедами Морозами, Снегурочками, гитарами, баяном – наряжаемся, поем, водим хороводы, разговариваем. Многие люди, которые хотят участвовать, переживают, что не умеют петь или танцевать. Но бабушки и дедушки не заметят ваш профессионализм или непрофессионализм. Они просто увидят, что вы дарите улыбку, обнимаете, для них это главное – не подарки, а личное общение. Они часто говорят – лучше приезжайте без всего, но почаще. К сожалению, домов очень много, и километраж большой, поэтому даже раз в месяц не получается ездить. В дальние области – Брянскую, Нижегородскую, Архангельскую – мы ездим раз в два месяца на поездах».

У самой Юли живы бабушки и дедушки по обеим линиям. По специальности лингвист-педагог, она проработала в школе семь лет, бросила и посвятила себя работе в фонде, которой занимается уже два года. Сначала пришла передать подарок, год помогала, затем поехала на развоз, а сейчас является координатором нескольких домов престарелых:

«Я год просто приносила подарки и уходила, потому что морально боялась. А в какой-то момент поняла, что готова, и поехала на развоз. Эта поездка стала переломным моментом в моей жизни, и я осталась. Могу сказать, что сколько бы ты ни отдавал времени, средств и сил, взамен получаешь в два раза больше, когда общаешься с ними, видишь их счастливые глаза. Сразу заряжаешься энергией, забываешь о себе, о своих проблемах, депрессиях, и просто радуешься как ребенок за них, потому что они рады тебе. Это взаимный обмен эмоциями, любовью, вниманием. Бабушки и дедушки всех знают по именам, звонят стандартно раз в две недели, узнать, как дела и когда мы приедем в следующий раз».

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ Как «особенным детям» помогают зеркальный шкаф и кроличья нора

«У них есть чему поучиться – они умеют радоваться, даже находясь в таком скромном положении, когда нет многого, что есть у нас, жителей больших городов. При этом они умеют радоваться и учат нас радоваться малому. Порой думаешь – какую-то ерунду привез, а она со слезами на глазах тебя обнимает и благодарит, как будто ты ей мешок золота подарил. Бывает, что плачешь, иногда от радости. У меня в прошлом году такое было, когда дедушка меня обнял и стал плакать, рассказывая, что получает письма. У нас есть акция «Внук и внучка по переписке», когда мы координаты и фотографии желающих бабушек и дедушек вывешиваем на сайте, и люди начинают им писать. Бабушки показывают письма и открытки со слезами на глазах, эти «внуки» и «внучки» становятся им родными, потому что пишут, не забывают, звонят, присылают по почте подарки. Пишут даже из-за границы – из Америки, Швейцарии, просят высылать им русские марки».

«Я в первый раз поехала в дом престарелых под Новый год с пятью незнакомыми мне людьми, которые тоже ехали впервые. И мы устроили импровизированный концерт, хотя до этого никогда подобным не занимались. Теперь я координатор этого дома в городе Касимов Рязанской области», – говорит Юля. По ее словам, фонд старается найти куратора для каждого дома престарелых, чтобы обеспечить регулярную помощь и посещения круглый год. Волонтеры не только привозят необходимые вещи и развлекают стариков, но и помогают делать ремонт. Как правило, руководство идет навстречу: «Понятно, что дома запущенные и у них нет средств, чтобы отремонтировать все и сразу. Наша цель не упрекнуть их, а улучшить жизнь бабушкам и дедушкам».

Фонду «Старость в радость» помогают FixPrice, «М-Видео», «Связной» и «Евросеть», а «Лавка радостей» и Starbucks предоставляют помещения для сбора. 17 и 18 декабря сбор подарков будет в трех кофейнях, адреса можно найти на сайте.

Тем временем в комнату неуверенно входит пожилая женщина: «Я прочитала, что вам вроде памперсы нужны на третий размер, вы принимаете? Их тяжело везти, вы могли бы забрать с Тульской? У меня пять или шесть упаковок осталось от мамы». Координаты тут же записывают. Посторонние входят в это помещение где-то раз в 10 минут, в основном женщины совершенно разных возрастов и уровней достатка.

«В прошлом году я чуть не расплакалась, когда пришла старенькая-престаренькая бабушка, которая принесла подарок и дала еще 200 рублей, сказав, что чего-то не успела докупить. Помогают школы, особенно активны школы-лицеи. В ноябре одна из них собрала чуть ли не 400 тысяч рублей на оплату санитарочек, которых мы нанимаем, – говорит Марина, координатор направлений «Специалисты», «Трудотерапия» и «Уютный дом». – Мы давно сотрудничаем с семинаристами из Троице-Сергиевой лавры, есть волонтеры-кришнаиты, которые, кстати, общаются с нашими семинаристами – все проходит дружно. Они едут и в пути что-то там обсуждают, спорят. Есть постоянные спонсоры, которые регулярно отчисляют крупные суммы, оплачивают санитарок, покупают сладости или средства по уходу, кто-то газель памперсов привозит».

Марина по образованию – геолог-геммолог, то есть специалист по драгоценным камням. Работала в ювелирных столичных салонах luxury-класса, но как-то раз принесла подарки, затем съездила на развоз в Нижний Новгород и так осталась в фонде. «Когда я еще работала, поставила себе цель построить дом престарелых. У меня есть к пожилым людям чувство любви и благодарности, – объясняет она, – и я искала, куда можно это воплотить». Теперь Марина координирует несколько программ – на собранные средства фонд нанимает для своих подопечных санитаров и нянечек, проводит в домах престарелых косметический ремонт и приобщает их к трудотерапии. «Даже с личной жизнью сложно совмещать, какая работа», – улыбается она.

«Есть вполне нормальные дома престарелых, но большинство печальные, – рассказывает девушка. – Бывает, что все хорошо внешне, но недостаточно персонала. Сейчас же в связи с оптимизацией большие сокращения, а когда весь этаж лежачий, двум нянечкам очень тяжело за всеми ухаживать. Люди с образованием на такую зарплату не идут, поэтому часто получается, что вчера человек доил корову, а сегодня ухаживает за пожилыми людьми. Часто персонал некомпетентен. Мы постепенно будем возить сотрудников домов престарелых в московские хосписы, чтобы они проходили стажировку и дальше сами обучали персонал. Мы также нанимаем культоргов, физоргов, которые проводят реабилитацию, чтобы бабушки не только лежали целыми днями. Кого можно поднять, выводят в коридор, устраивают групповые занятия – да просто вывести на чаепитие и то хорошо. Кто не может выйти, с тем занимаются в комнатах – рисуют, лепят, фильмы смотрят. В некоторых домах бывают свои культорги, но они по большей части занимаются с ходячими».

«Одиноким старичкам помогаем через КЦСО. Периодически возникают люди, которые готовы помогать регулярно. Мы даем им адреса тех, кто нуждается, и человек регулярно отправляет посылки – продуктовые в основном. Зимой очень многие нуждаются в помощи с дровами. Машина дров стоит восемь тысяч рублей, а одному человеку их нужно две. Сейчас одна девушка-волонтер собрала у себя в «фейсбуке» приличную сумму - они закупают лекарства, продукты и те же дрова».

В рамках трудотерапии для пожилых людей при домах престарелых открывают мастерские. «Почему у нас такое направление появилось – они в этих домах особо ничего не делают, многие и не хотят, а есть те, у которых возможности нет. У нас уже есть гончарная мастерская, подумываем открыть мастерскую по плетению из лозы. В одном из домов наши спонсоры купили большую теплицу, в которой желающие смогут выращивать цветы, овощи, зелень. «Уютный дом» – еще одно наше направление, мы пытаемся делать ремонт в домах престарелых, иногда просто косметический, чтобы навести уют».

Трое из пяти волонтеров, которые в этот момент помогают собирать подарки, – студенты ВШЭ, приехавшие учиться в Россию по обмену. «Мы учимся на факультете государственного муниципального управления, и у нас есть предмет основы гражданского общества и права человека. Обсуждаем некоммерческие организации, их взаимодействие с государством, и как пример на семинаре привели эту организацию, пригласили участвовать. Мы подумали – почему бы и нет. Сегодня первый день», – по словам Роздона и Махаббат, приехавших из Узбекистана, если экзамены «позволят», они тоже поедут на развоз.

Еще одна студентка – Катрина из Армении: «Я со школы помогаю бабушкам, а также детям в домах малютки, меня всегда тянуло к ним и мне всегда это приносило радость. В Россию поступила по квоте, на «гражданском обществе» нам рассказали про проект, сказали, что нужны волонтеры – разбирать подарки, и мы решили прийти помочь. В Армении тоже много одиноких стариков и очень распространена помощь им, помогают школы и специальные организации».

Алена, студентка Московского областного университета, помогая фонду «Старость в радость», проходит практику. «У меня специфическая профессия, мы одни в своем роде, – рассказывает она, – Я - социальный работник в религиозных организациях. Мне понравилась тема работы с пожилыми людьми, потому что детьми много кто занимается, а пожилыми – нет. Я решила в своей дипломной работе изучать эту проблему и написать про работу этого фонда. В 2015 году я тоже проходила здесь летнюю практику, мы ездили в дома престарелых, и мне все очень понравилось – и атмосфера, и коллектив. Я тут буду работать неделю, а потом – зависит от зачетов и экзаменов». Алена говорит, что хочет работать по профессии и уже знает приход, куда хотела бы пойти.

Единственная не студентка здесь – Наташа, пиарщик и журналист. «Я уже не первый год знаю по эту акцию. У меня маленький ребенок, поэтому раньше я переводила деньгами, а сейчас дочка пошла в сад, и у меня появилось свободное время. Я привезла подарки и осталась помочь. По мере возможностей я всем помогаю, я не смотрю телевизор, не слушаю радио, поэтому основную информацию получаю из интернета. Когда читаешь «фейсбук», очень часто попадаются просьбы о помощи: петицию подписать, сборы в фонд «Галчонок», хосписы. Когда сборы на детей - тоже стараюсь участвовать. Я стараюсь, чтобы это был фонд, если речь не идет о моих знакомых или людях, в репутации и честности которых я на сто процентов уверена. Потому что фонд – это уже системная помощь», – объясняет она.

Сотрудники фонда говорят, что волонтеров все равно не хватает, хотя именно под Новый год многие люди, придя с подарками, остаются в рядах волонтеров надолго. На сегодняшний день своих подопечных бабушек и дедушек регулярно объезжают от 60 до 100 человек.


Фото из дома престарелых предоставлены фондом «Старость в радость»

Мария Аль-Сальхани