Андрей Могучий: я не делаю ничего нарочно

22:30 19/12/2015

Москва, 19 декабря. Художественный руководитель Большого драматического театра им. Товстоногова Андрей Могучий пообщался с культурным обозревателем «МИР 24» Григорием Заславским о том, какие постановки скоро появятся на легендарной сцене и как он узнает настроения народа.

Андрей Могучий вряд ли думал, какое беспокойное хозяйство достанется ему, когда согласился стать художественным руководителем Большого драматического театра имени Товстоногова. Сравнение с легендой редко когда и кому приносило пользу, а Могучий ко всему прочему решил проводить в театре свою программу. Помимо работы в театре режиссер отвечал еще и за театральную программу Культурного форума в этом году.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Валерий Фокин: Театр всегда пребывает в ситуации напряжения

Андрей Могучий – режиссер, художественный руководитель Большого драматического театра имени Товстоногова. Родился 23 ноября 1961 года в Ленинграде. В 1984 году окончил Ленинградский институт авиационного приборостроения, а позже институт культуры. В 1990 году основал независимую театральную группу «Формальный театр». Ставил спектакли во многих театрах России. С 2013 года занимает пост художественного руководителя БДТ им. Товстоногова.

- Когда вы вошли в театр, то одно из первых решений было, что в том виде, в котором сейчас, мы открываться не будем. Что нужна и другая сцена, другой круг. Насколько это все было оправдано?

Андрей Могучий: Абсолютно оправдано. Потому что та сцена, ну например, это не только сцены касалось, но если говорить про сцену, то она способна воспринять любые новшества технического прогресса, которые будут появляться. Та сцена, которая, как Кочергин говорил, эта сцена, у нас есть ролик такой, документальное кино сделали, об эпохе стройки, о том, как мы сюда въехали, и там Кочергин говорит: «19 век, 19 век, что это такое. Нельзя чтобы сцена была 19 века». И это правда. Если мы можем говорить о сохранении исторического объема или архитектурной реконструкции, но сцена она не может быть (устаревшей - прим. «МИР 24»).

- То есть золото настоящее?

Андрей Могучий: Ну, наверное, я не проверял. Повторюсь, сцена она не может быть вчерашней. Она должна быть по крайне мере сегодняшней, а в идеале она должна быть приспособлена для тех технологий, которые будут приходить.

- Вы, как мне кажется, нарочно делаете то, что я бы делал, не взирая ни на что. «Что делать», «Пьяные», и т.д.

Андрей Могучий: Я пригласил замечательного режиссера Томи Янежича. Ведь я могу делать то, что я могу делать. Невозможно заставить художника делать то, что требует от него, ну как бы заказ. И это страшное дело, если вдруг художник впадет в такую иллюзию, что вот сейчас он немножечко поделает вот как бы, а потом он будет делать то, что хочет. Вот это глубокая иллюзия. Каждый должен, ошибается, не ошибается, но он должен делать то, что он считает правильным и то, что диктует ему его совесть, прежде всего, потому что это самый важный инструмент. Все остальное иллюзия, подстава, подачка, которая никогда не приводит к положительным результатам. Я не делаю ничего нарочно, специально.

- Они все трезвые, а я поставлю пьяных, да?

Андрей Могучий: Но нет, такого нет в глубоком художественном замысле.

- А где вы слушаете время? Вообще очень многие режиссеры, они вот эту необходимость подчеркивали. Брук тоже говорил, что когда приезжает в город, где придется ставить спектакль, то первые три дня ходит по улицам и слушает тех людей, для которых он будет ставить. Где вы слушаете?

Андрей Могучий: У меня много друзей и родственников, которые живут обычной нормальной жизнью. Я и пытаюсь понять, в чем они обманываются, во что они верят, чего они хотят. И от этого возникает некое ощущение. Некий внутренний запрос и мой, прежде всего. Что сейчас надо делать, а чего делать не надо. Вот от этого ощущения общей ситуации. От того, что происходит в городе, в стране, в мире. Особенно сейчас, когда мы живем в такое непростое время. Нужно слышать с разных сторон и пытаться при этом не потерять своего, а это очень важно сейчас, не потерять собственного камертона. Какое место ты в этом мире, не в смысле ты как художник, а как персона, в каком контексте ты сейчас.

Интервью смотрите в видеоролике.