Москва, 19 декабря. Ингеборга Дапкунайте сыграла князя Мышкина из романа Достоевского «Идиот» в образе клоуна на сцене Государственного театра наций, сообщает корреспондент «МИР 24» Елена Шарова. Автором идеи выступил режиссер Максим Диденко.
Он признался, что обожает роман Достоевского и читал его девять раз.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Алиса и государство», или Старая сказка на новый лад
«Достоевский, на самом деле, как мне кажется, все-таки чрезвычайно смешной автор. И взгляд на него как на какого-то очень мрачного и только философского автора, очень узкий. И в каком-то смысле мы снимаем с него эту мрачную маску, и под этой мрачной маской оказывается клоунская гримаса», - говорит режиссер.
Специально для этой интерпретации «Идиота» художник Павел Семченко создал такое чистое пространство, что артистам приходится снимать обувь, чтобы выйти на сцену. В декорациях присутствуют белые пол и стены, на которые проецируется видео-инсталляция, а также «ностальгические» лошадки, точно от старой советской карусели.
Из многообразия героев Достоевского Диденко выбрал всего несколько, а в центр сюжета поместил любовный треугольник «Мышкин - Настасья Филипповна - Рогожин». Для режиссера все «философские» рассуждения писателя, противопоставления общества и главного героя, на которые обращают внимание другие постановщики, ушли на второй план. Он совсем иначе интерпретировал классику. Его герои поют, танцуют и разыгрывают пантомимы.
Из текста Федора Михайловича постановщик выбрал самые, на его взгляд, созвучные с нашим временем куски романа.
«Я мужчину не играла, и в Достоевском я не играла, это уже как минимум! Я когда-то в студенческие времена играла Макаку Маму – это мое столкновение было с физическим театром, а это именно физический театр, и мне всегда хотелось в нем участвовать. И комфортным это назвать трудно», - рассказывает Дапкунайте.
Павел Чинарев исполняет роль возлюбленной Мышкина, Аглаи. Актер Роман Шаляпин играет роковую содержанку Настасью Филипповну, сам артист говорит, что это, скорее, не человек, а мистическая сила.
«Я верю в магические вещи, которые случаются с людьми, в данном случае, каждый образ он немного магический, то есть когда, например, он застывает в пространстве, и мы видим кусок лица, кусок руки, мы вдруг видим и понимаем, что это за энергия, что это за магия» - говорит Шаляпин.
«Это яркие очень маски, яркие образы. И поверьте, вот в последнюю очередь, когда ты выходишь на сцену в образе женщины, ты думаешь: «О, я женщина». Ты просто рассказываешь свою какую-то историю», - рассказал Чинарев.
В спектакле несколько составов, и актеры время от времени меняются ролями. Таким образом, каждый раз получаются разные постановки. Остается неизменной только глубина погружения зрителя в эту выдуманную, схематичную и даже порой мультяшную Вселенную.
Подробнее в сюжете: Театр