Москва, 16 января. Все, кто разговаривал в последнее время с продюсером Тимуром Бекмамбетовым, я в том числе, не забывали спросить у него о проекте «Время первых», рассказывает культурный обозреватель «МИР 24» Григорий Заславский.
Прототипом главного героя стал космонавт Алексей Леонов, первый вышедший в открытый космос, юбилей этого события широко отмечали в прошлом году. Все знали, что в фильме снимаются Евгений Миронов и Константин Хабенский, плюс продюсер Бекмамбетов, плюс космическая тема. И, главное, это наша родная тема, о наших успехах в космосе. Все это заставляло ждать фильм с особым чувством – все знали, что выход его планировался на осень этого года.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Что смотреть в каникулы: 10 новогодних фильмов
И вдруг такая новость: режиссер Юрий Быков, которого ангажировали на эту историю, отстранен от съемок. Земные сцены вроде бы он снял хорошо, то есть, продюсерам понравилось, а вот космические Бекмамбетова не удовлетворили: не хватало, по его мнению, эффектности, зрелищности. А без зрелищности какое уж 3D. Кино ведь снимается именно в этом формате.
Уже известно, что вместо Быкова кино будет дорабатывать, так и хочется сказать именно так – дорабатывать, а не доснимать, Дмитрий Киселев. Он известен как режиссер монтажа «Ночного дозора» и «Дневного дозора», и как полноправный режиссер франшизы «Елки» и сериала «Лондонград».
Быков, надо отдать ему должное, не стал раздувать скандал, наоборот, попытался всех успокоить. Например, на своей странице в социальной сети написал: «всегда говорил, что режиссура в продюсерском кино – наемная работа. Прокатный фильм – это коммерческий проект, где решение принимает автор проекта – продюсер. Режиссер только инструмент. Не подошел один инструмент или отработал свое, поменяли». Также Быков написал, что ему уже есть чем заняться.
В этой истории интересно, пожалуй, вот что: режиссер, прославившийся фильмом «Дурак», который эксперты сравнивали с «Левиафаном», и это сравнение у некоторых было в пользу фильма Быкова, а не Звягинцева, совершенно очевидно, мастер в том, что привычно называют арт-хаусом. Тем не менее, он последовательно двигался в сторону коммерческого кино. И «Время первых», прошу прощения за тавтологию, в его жизни уже не первый опыт в коммерческом «жанре». С Бекмамбетовым они успешно поработали над «Елками», а на телевидении он трудился над сериалом «Метод» с тем же Хабенским.
Законы коммерческого кино не те же, что работают в арт-хаусе, там правит бал режиссер, тут руководит производственным процессом продюсер. И потому, прав, конечно, Быков, трагедии нет и быть не может.
От съемок «Дурака», кстати, чисто теоретически его тоже могли отстранить, поскольку продюсером и там был не он, а другие люди. Но все-таки шансы закончить работу там изначально были выше, а тут, из уже имеющегося опыта, их почти не было. Мало кто из искусства переходил в шоу-бизнес без потерь, вот и у Быкова без потерь не обошлось. Хотя еще вопрос, где тут потери, а где приобретения, это зависит от того, к чему он стремился, но вряд ли Юрий Быков сумеет убедить себя и всех, что с самого начала стремился к тому, чтобы лишиться «на переправе» своего режиссерского кресла.
Подробнее в сюжете: Новости кино