Татьянин день: праздник студенчества, любви и жажды жизни

13:02 25/01/2016

Среди маленьких девочек в детском саду и младшей школе вы сейчас почти не встретите Татьян. Невероятная популярность этого имени в прошлом. И очень жаль, потому что всем Татьянам невероятно повезло. Только у них есть такие именины, которые празднуются не в семейном кругу, а всем миром, во всяком случае всеми, кто молод и кто был и остается в душе студентом. Этот день овеян ореолом романтики, юной бесшабашности и влюбленности.

А всему виной молодой блестящий фаворит императрицы Елизаветы Петровны, камер-юнкер Иван Шувалов. Именно благодаря его прошению императрица подписала указ об открытии Московского университета не когда-нибудь, а 25 января 1755 года, в день Ангела его матушки, Татьяны Родионовны. Так великомученица Татьяна стала небесной покровительницей всех студентов.

Российское студенчество 25 января празднует свой день рождения и чувствует себя продолжателем всего, что связано в нашем сознании с дореволюционным студенчеством. А с ним связана великолепная история государства Российского, честолюбие и благородство, ореол лихой отчаянности, страстных стремлений, юного томления, влюбленности и жажды жизни.

В этот день выпускники посещают любимые вузы или встречаются с однокашниками, а студенты просто весело гуляют, отмечая свой праздник. Причем традиции развеселых гулянок на Татьянин день уж больше 200 лет. В те времена празднование шло с таким размахом, что в московских ресторанах к нашествию студентов готовились особо: снимали скатерти, готовили много дешевой и сытной еды, прятали подальше вазы и дорогую посуду. В любимом студентами роскошном ресторане «Эрмитаж» на Трубной утром 25 января убирали изящную мебель, скатывали ковры и посыпали пол опилками, столы сдвигали вместе, а стулья заменяли на прочные длинные лавки, чтобы и поместились все желающие, и урону имуществу не было. А городовым предписывалось с лояльностью относиться к подгулявшим «господам студентам», запрещалось забирать их в околоток, а вместо этого надлежало препровождать домой.

Конечно, все это происходило вечером, а утром все студенты и преподаватели присутствовали на праздничном молебне с акафистом своей покровительнице. Молебен служили в университетской домовой церкви, освященной во имя святой Татианы, раннехристианской мученице, жившей в третьем веке в Риме и казненной за веру. Эта церковь и сейчас располагается в левом флигеле здания Университета, выстроенного в 1782 – 1793 годах на Моховой улице. В Советский период там был студенческий театр. Но 25 января 1995 года домовая церковь Московского университета была заново освящена в память святой мученицы Татианы и теперь в ней бывают и студенты, и Татьяны всех возрастов. Зайдя утром 25 января в эту церковь, можно с уверенностью сказать, что большинство девушек, женщин и бабушек в ней — Татьяны.

Удивительно, но этот день был окутан ореолом женственности, праздника и предвкушения любви задолго до того, как он стал днем студентов. На Руси в этот день отмечали, помимо именин Татьян, праздник Бабий кут, или Солныш. Бабий кут — это «женский угол» в избе, пространство от устья печи до противоположной стены, место, где происходили основные женские работы, и где стояла утварь. Печной угол обычно отгораживался от основной избы занавеской. Из-за этой занавески будущая невеста следила за сватовством, из-за нее она выходила к жениху в красный угол.

А в доме желанного парня именно бабий кут был особым магическим местом, где девушке нужно было 25 января оставить что-нибудь, чтобы стать в этой избе своею, вернуться сюда женой. Девушки загодя плели для этой цели особые маленькие метелки из перьев и лоскутков и втихаря подкладывали их в бабий кут, наведавшись в дом суженого как будто по делам, по просьбе родителей. Матери женихов отлично знали эти хитрости и зорко следили, чтобы зайти в бабий кут удалось только той девушке, которую они сами присмотрели и одобрили в невесты сыну.

В этот день с утра хозяйки готовили особый большой каравай — солныш, которым оделяли всех членов семьи, а еще убирали в доме. Говаривали: «Татьяна и хлеб печет, и половики бьет, и хоровод ведет».

Татьяна Рублева