Алмата, 23 января. Казахстанский режиссер Адильхан Ержанов собирается в Роттердам. На следующей неделе там стартует международный фестиваль, где он представит свой новый фильм в жанре карикатурного реализма «Чума в ауле Каратас». Ленту покажут в рамках основной конкурсной программы. Фильм создан командой молодых энтузиастов. По сюжету, из города в аул приезжает новый аким, то есть, глава администрации. Местные власти, да и жители тоже неохотно встречают молодого реформатора, и между ними возникают конфликты. О том, как снимался фильм, расскажет корреспондент «МИР 24» Майя Тенизбаева.
Молодого акима отправляют в глубинку, где он пытается изменить устоявшиеся порядки. Но жители аула Каратас и местные власти новому чиновнику совсем не рады. Не хотят они никаких реформ.
В картине Адильхана Ержанова «Чума в ауле Каратас» зашифровано множество человеческих пороков. Эпидемия сегодняшнего дня, считает режиссер, – коррупция, кумовство и псевдопатриотизм.
«Любое произведение искусства создается в конспекте своей эпохи, в контексте своего общества. И режиссер, который избегает каких-либо связей с политикой, не режиссер. Если вспомнить всех великих писателей, Толстого и Достоевского, у них было очень много политики. И они не боялись прямо и смело рассуждать о самых больных вопросах своего времени», – говорит режиссер Адильхан Ержанов.
Интервью Адильхана Ержанова смотрите на сайте «МИР ТВ».
Для Адильхана Ержанова, ему всего 32, это уже четвертый полнометражный фильм. Два года назад режиссер покорил европейскую публику картиной «Хозяева». Она с успехом была показана на фестивалях в Каннах, Торонто, Австралии и Южной Корее.
Тогда трагикомедию о тяжбе за дом между законными владельцами и мафиози не приняли на родине. А чиновники даже публично ругали создателей ленты. Говорили, зачем снимать «чернуху», позорящую страну. Мол, в Казахстане такого беспредела нет.
«Вы знаете, хозяева, они вышли в 2014 году в мае. Тогда мир был другим, абсолютно. За этот год все поменялось. Если тогда реакция была подобной, по крайней мере, у нас в стране, то на этот фильм реакция будет еще хуже. Потому что, как я говорил, мифологическое или мифическое умонастроение людей сдетонировало и только укрепляется», – отмечается казахстанский режиссер.
Интересно, что все работы Адильхана Ержанова малобюджетные. На эту картину ушло всего 6 тысяч долларов. Но это не мешает молодому режиссеру снимать кино.
«Есть главный герой, который приходит на пост акима. Я являюсь его женой. Это такая жена. Конечно же, невозможно сказать, что это прямой персонаж. Это тоже был какой-то образ, который видел Адильхан, а не играть игру акима, их любовь. Что она представляла себя? Какую информацию она передает? Для меня она и спаситель, и при этом такой дьявол возле Айбека, главного героя», – рассказывает актриса Толганай Талгат.
«Чуму в ауле Каратас» снимали на заброшенном заводе в городе Капчагай. Он стал идеальной декорацией для «карикатурного реализма». Именно так режиссер называет жанр, в котором снял свою новую картину.
«Мой фильм – это своего рода фантазия. Это сатира, это бурлеск, это гротеск. Мне трудно определить жанр. Наверное, карикатурный реализм больше всего подходит», – считает Ержанов.
Команда из десяти человек сделала невозможное. Полнометражную картину сняли всего за шесть месяцев. Актеры готовы были играть несколько ролей, лишь бы все получилось.
«Вообще кино Адильхана Ержанова важно больше визуальной эстетикой и своей философией. Его кино не строится на актерской игре. Оно даже не строится на сюжете. Для меня это был большой опыт, исполнение главной роли. Мой персонаж в какой-то мере современный Прометей. Или современный Дон Кихот, Алиса в стране чудес. Если всматриваться в фабулу драматургическую», – поясняет актер Айбек Кудбаев.
Фильм уже впечатлил отборочную комиссию Роттердамского кинофестиваля. Поэтому картина «Чума в ауле Каратас» вошла в основной конкурс. Создатели картины надеются, что эта работа может рассчитывать если не призы, то хотя на внимание зрителей и критиков со всего мира.
«Прежде всего, когда снимали фильм, мы уже понимали, что это фильм для фестивального проката. Мы уже знаем, у нас есть опыт, как это происходит. Конечно, будет фестивальный путь у этого фильма. Начнется с Роттердама. Я думаю, успешный должен быть прокат фестивальный в мире», – отмечает продюсер Серик Абишев.
Казахстанская премьера запланирована на весну этого года. Режиссер Ержанов надеется, что и на родине его работу оценят. Ведь в настоящем искусстве правда, хоть и горькая всегда может вылечить общество.
Подробнее в сюжете: Новости кино