Портретисты против полиции: почему художников гонят с Арбата

16:57 05/07/2016

Москва, 27 января. Уличные художники во вторник вышли на Арбат, чтобы привлечь внимание журналистов, блогеров и общественных организаций. По словам портретистов, их лишают единственного заработка, а в происходящем они видят «след» известной всем музыкантам и художникам Арбата предпринимательницы, владеющей сувенирным бизнесом на самой популярной туристической улице столицы.

24 января в соцсетях распространилось эмоциональное сообщение, призывающее журналистов, блогеров и общественные организации обратить внимание на проблему арбатских художников. «22 и 23 января 2016г. управа Арбат и полиция совершили облаву на арбатских художников-портретистов. Их задержали, доставили в ОВД Арбат, конфисковали мольберты, этюдники, кисти, карандаши, бумагу. <...> На них оформлены протоколы за незаконную торговлю», – говорится в записи пользователя Facebook Oleg Mokryakoff.

«Мы, как обычно, пришли на Арбат, у нас были только заламинированные творческие работы и треноги. К нам подошел замначальника арбатской полиции, который вначале предложил нарисовать бесплатный шарж. Я ему сказала – давайте через 15 минут пойдем в мастерскую, и я вас нарисую. Тогда он ответил – сейчас вы поедете с нами и будете рисовать там весь день. Насколько я понимаю, это связано с Королевой Людмилой Михайловной, владелицей сувенирной лавки на Арбате», – рассказывает свое видение ситуации главная активистка протеста художников Наталья Коновалова.

По ее словам, заявление в полицию в отношении действий Королевой, оскорбившую одну из художниц, было подано в октябре 2015 года, однако никого из пятерых свидетелей на разбирательство не пригласили. Стоит отметить, что претензии к Людмиле Королевой, являющейся директором магазина «Арбатская лавица», имеются не только у художников. На следующем видео запечатлено, как женщина нападает на клоуна:

А тут гонит с Арбата музыкантов:

И здесь объектом ее внимания вновь становятся музыканты:

Мелькает бизнесвумен не только в видео на YouTube, но и в новостях, связанных с жизнью города. Следующим образом писал о ее влиянии на арбатскую жизнь портал «ОВД-Инфо», разбиравшийся в причинах задержаний музыкантов на той же улице летом 2015 года:

«Музыканты объясняют, что чаще всего задержания происходят по одному и тому же сценарию. В полицию с жалобой на музыкантов обращается, в основном, одна и та же местная жительница, Людмила Королева, директор сувенирного магазина «Арбатская лавица». Королева собрала 60 подписей от жильцов, выступающих против музыкантов на Арбате. «У них 60 подписей, у нас — тысячи: и от гостей Арбата, и от жильцов», — говорит Тимур Цуркава (музыкант). Музыканты отмечают, что ведет она себя агрессивно, нападает на них, портит инструменты. Они сами подают на нее заявления, но безрезультатно. В беседе с ОВД-Инфо Цуркава подчеркивал, что полиция и Королева, по его мнению, работают в связке, осуществляют совместные рейды по Арбату и оказывают давление на музыкантов. Они жаловались, обращались в прокуратуру, но, как рассказывает Сергей Садов, прокуратура перенаправляет их жалобы обратно в ОВД».

«Людмила Михайловна – такой монстр, мы с ней боремся уже 30 лет! Она появилась с Украины, из Запорожья. Владеет магазином «Арбатская лавица» – официально владеет ее сын, но неофициально – она. Еще у нее на Арбате четыре квартиры, которые она сдает», – рассказывают художники.

Запретить художникам и музыкантам работать на Арбате пытаются не первый раз. Художники, в свою очередь, заявляют, что по закону их деятельность не является торговлей и не лицензируется.

«Эта история повторяется уже тысячу лет. Торговли тут нет, мы не коммерсанты и, соответственно, не оказываем услуги», – утверждают они, показывая документы, полученные после одной из предыдущих проверок их деятельности прокуратурой Москвы. В документах написано следующее:

«Работа художника-портретиста не входит в перечень видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 15.08.95г. №699 и постановлением Правительства РФ от 24.12.94г. №1418». А также: «...комиссия по торговле не может отнести художников-портретистов к предпринимателям, так как деятельность художников не подлежит лицензированию и художники не регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей»:

Тем временем вблизи от собрания художников появляется полицейский автомобиль. «Говорите тише, а то задержат за пикет!» – переговариваются собравшиеся, успокаивая воинственно настроенного Мокрякова. «Мы хотим выяснить, по какой причине нас выпроваживают с Арбата без объяснений. Мы только по этому поводу сегодня собрались, никаких несанкционированных митингов мы не собираемся устраивать. Просто собрались обсудить ситуацию между собой», – объясняют они, опасливо поглядывая на полицейских. Кстати, в Филипповском переулке, где начинался сбор художников, на всякий случай ждал полицейский автобус.

«Здесь сложно сказать про денежный ущерб, потому что наш заработок сложно учесть: можно простоять весь день и не заработать ничего, а можно много заработать за один час. Я могу сказать о духовно-моральном ущербе. Конечно, Арбат - кормилец, но финансы все равно не на первом месте. Это жизнь наша, я здесь работаю уже 25 лет», – сетует один из художников Василий «Вагиз» Потапов.

Чуть позже стало известно, что проблемой художников заинтересовалась организация «Искусство без границ».

«В итоге пришли к тому, что создаем инициативную группу, с которой составляем юридически грамотные документы и с ними обращается к представителям городских властей, чтобы попробовать решить эту проблему. Попробуем связаться с Мосгордумой и, возможно, с департаментом культуры Москвы. Мы поняли, что художники на диалог готовы, и стоит этим воспользоваться. Зачем доводить до конфликтов? Все знают, что на Арбате подобные проблемы возникали с середины 80-х, но всегда решались мирно. Мы хотим изучить опыт других крупных городов, чтобы, возможно, почерпнуть что-то, что поможет найти золотую середину», – рассказал нам сотрудник организации Андрей Горознецкий.

Так или иначе, пока история не получит какой-либо развязки, работать художники, по их словам, не выйдут.

Мария Аль-Сальхани