Москва, 30 января. Москва заболела «Театральной бессонницей». Любители прекрасного готовы ночь не спать, лишь бы увидеть новые версии «Чайки» Антона Павловича Чехова. За инсценировку классической пьесы взялись уже известные молодые режиссеры Кирилл Вытоптов, Юрий Квятковский и Юрий Муравицкий. Как и положено, они вволю поэкспериментировали над текстами и нафантазировали с формой. Что из этого получилось, выяснила корреспондент «МИР 24» Елена Шарова.
В эту ночь фойе Электротеатра «Станиславский» забито едва ли не плотнее, чем модный ночной клуб. Публика во власти «Театральной бессонницы». Это проект, в рамках которого молодые режиссеры ищут «новые формы». Под прицелом – «Чайка» Чехова. Вариантов постановки три. Первый – от режиссера Юрия Муравицкого.
Обладатель престижной театральной премии «Золотая маска» вывел героев Чехова на подиум. Они, как модели, с ног до головы в черном. Красиво и независимо шагают вдоль зрителей, время от времени принимают вычурные позы и бросают короткие фразы.
Другие новости культуры смотрите в полной версии программы «Культпросвет»
Классический текст «Чайки» Муравицкий переписал. Нина Заречная у него запела, точно поп-звезда в клипе. Режиссер уверен: проблемы у богемы те же, что и сто лет назад. Всем важно себя показать.
«Фэшн – он наиболее точно передает атмосферу этого среза общества: холодность отношений, циничность и публичность. Они выходят на подиум, они показывают себя друг другу, они показывают себя зрителям! Независимо, существуют эти зрители или нет, но так устроена эта среда! Это какие-то светские мероприятия, вечеринки, на которых очень важно поймать фотографа и заставить фотографировать себя. Чтобы это потом куда-то попало. То есть это некая среда, которая живет абсолютно по законам буржуазного мира», – отмечает режиссер Юрий Муравицкий.
В образе начинающего драматурга Константина Треплева на подиум выходит режиссер Юрий Квятковский. Особенность проекта «Театральная бессонница» в том, что постановщиков трое, и они не только показывают свои спектакли, но и играют друг у друга. В своей версии «Чайки» Квятковский дал артистам свободу. Они импровизируют на сцене, играя репликами Чехова. Сразу не понять, кто есть кто.
«Нет ничего заготовленного заранее, акция! Люди выходят и должны что-то делать! У нас такой спускается трап, спасательный. И образ такого крушения. То есть люди потерпели крушение и должны как-то спасаться!» – рассказывает режиссер Юрий Квятковский.
В антрактах – перформансы. За них отвечает команда «ВАСЯRUN» – уличные артисты в широких штанах и с закрытыми лицами перевели «Чайку» на язык стрит-арта. Они выбрали любимые отрывки из пьесы Чехова и записали рэп-альбом.
Как и положено современным художникам, работают в разных жанрах. Во втором антракте по кругу передают чучело чайки, сделанное из пенопласта, и на глазах у изумленных зрителей крошат. Называют процесс – «конвейерной медитацией».
«Мы показали тем самым, что «Чайка» – уже старая пьеса, и куча режиссеров бралось поставить ее по-своему, но в целом это все превращается в пыль! А пенопласт, потому что это материал, из которого ничего сделать не получится», – поясняет команда ВАСЯRUN.
Третья часть – от режиссера Кирилла Вытоптова. Он отправляет героев Чехова в бар, где за стойкой можно познакомиться с ученым Альбертом Энштейном, покойными рок-звездами Элвисом Пресли и Эми Уайнхаус. Это такая история о бесконечном перерождении одних и тех же персонажей.
«Это все такое перформативное искусство, в некотором смысле даже хэппенинг. Потому что, понятно, что это будет повторяться, и, может, через полгода, и скорее это все-таки ивент, чем спектакль», – говорит режиссер, приглашенный артист Филипп Григорьян.
Три «Чайки» за одну ночь раньше шли на других московских площадках. Но худрук Электротеатра «Станиславский» включил проект в репертуар.
«Антон Павлович Чехов достиг величия в драматургии именно потому, что создал тексты-трансформеры, которые позволяют встречаться с ними в любом времени и открыты этой встрече», – отмечает художественный руководитель Электротеатра «Станиславский» Борис Юхананов.
Заканчивается «Театральная бессонница» уже под утро, но зрители, кажется, не собираются расходиться – продолжают обсуждать постановки. Для тех, кто не попал на показ – а все билеты были проданы заранее – еще один устроят уже в мае.
Подробнее в сюжете: Театр