Вселенная в «капле воды» Азербайджана

11:05 01/02/2016

Баку, 30 января. Бакинский Центр современного искусства «Йарат» устроил динамическую инсталляцию. Для постановки пригласили российского режиссера и актера театра Романа Виктюка Александра Дзюбу. Участвовать могли все желающие – ограничений не было. В основе мини-спектакля азербайджанский орнамент «Бута» в виде капли. Это один из символов зарождения человечества. На премьере динамической инсталляции побывал корреспондент «МИР 24» Эльшан Алиев, который уверяет, что стал свидетелем завораживающего действия.

Другие новости культуры смотрите в полной версии программы «Культпросвет».

На премьеру «Бута» вход свободный. Но не это привлекло публику. Ценители современного искусства хотят увидеть экспериментальную постановку.

«Если честно сказать, я точно не знаю, что увижу. Но знаю, что это про «буту». На этом перформансе ожидаю увидеть какие-то неожиданные вещи. Вот думали, что сцена будет здесь, но оказывается, это будет за стенами. Посмотрим», – говорит зрительница Аделина Проу.

Руководит постановкой российский режиссер Александр Дзюба. Его команда состоит из энтузиастов. Люди разных профессий всего неделю назад узнали, что такое динамический перформанс. В его основе язык жестов, а самое главное – движения. Участники своими телами рисуют на сцене «буту» – в Азербайджане это символ возрождения.

«Одно из актерских упражнений – это Броуновское движение. Это беспорядочное движение, когда партнеры не сталкиваются друг с другом. В основе его всегда были каплевидные формы восьмерки, которые выписывались на полу. И в один из своих приездов в Баку я увидел, что «бута» есть на каждом шагу. Я подумал, и название прекрасное. Довел это движение до сцены. Но «бута» столь важна. Самое главное – это цикличность движения», – рассказывает режиссер, актер Александр Дзюба.

На всех участниках – белое одеяние. В нем по обычаю хоронят мусульман, а на голове у каждого черная чалма. Сцена разделена двумя белыми квадратами. Это, по замыслу режиссера, отражение огромной Вселенной.

«Мы хотим донести жизнь и смерть. То как человек проходит свои этапы жизни, что он испытывает любовь, горе и смерть», – поясняет актриса Вероника Исаева.

Участники движутся в бешеном ритме, задевают друг друга, от ушибов стонут и даже кричат. Все это происходит на глазах зрителя, который всего в шаге от сцены.

«Это взрыв эмоций. Надеюсь, зритель понял, что мы не просто бегали и падали. Мы хотели показать, как человек рождается, он ищет себя, он переступает через другого человека, через трупы, так как показывали, буквально, мы вжились в образ, поэтому кричали», – отмечает актриса Илаха Халыгова.

Над сценой установлена камера. Все, что демонстрируют участники инсталляции, можно отслеживать с верхней точки.

«Идея была воссоединиться в некую Вселенную, в микрокосмос, в котором живет человек, как он рождается, как он входит в этот квадрат осматривается в этом мире, как он набирает динамику роста и как он неумолимо движется к смерти. И то, что люди здесь падали, и не то, что умирали буквально, как в жизни, и кричали не от страха. В этом и смысл. Мы хотели создать планетарно совершенно другой срез, чтобы это была наша реальность», – объясняет режиссер Дзюба.

Экспериментальная постановка «Бута» длилась всего полчаса. Но впечатления у зрителей уж точно остались надолго. А режиссер Александр Дзюба пообещал публике, что вернется в Баку с новым проектом. Но вот, какую тему возьмет для очередного эксперимента, пока не знает.