В эпоху высоких технологий, развития маркетинговых стратегий и эффективного менеджмента по-прежнему ценится штучная работа. Например, произведения стеклодувов и витражистов – ими дорожили веками, а мастера этих необычных ремесел просто наперечет.
Еще десять лет назад жительница Беларуси Анна Авгуль даже представить не могла, что делом ее жизни станут витражи. Все началось, когда она поехала кататься на лыжах в Польшу. Хозяин маленького пансионата, в котором Анна разместилась вместе с друзьями, увлекался созданием витражных ламп. Он предложил гостям посетить его мастерскую. С тех пор горы Авгуль больше не интересовали - всю неделю своего отпуска она провела в витражной студии.
Тогда ремесло витражиста казалось ей исключительно мужским делом. Однако интерес был настолько сильным, что девушка решила попробовать свои силы на этом поприще.
«Я делала все сама по ночам на кухне, потому что днем были семейные хлопоты. Потом это уже переросло в любимое дело», - вспоминает Анна.
Поначалу далеко не все получалось. В витражном деле очень важно соблюдать технологию, а если не владеешь ею досконально, результата не будет. Свою первую работу – витраж для двери Анна переделывала несколько раз. Сегодня мастер хорошо знает этапы производства стеклянных изделий.
1. Каждая деталь вырезается вручную по заранее заготовленному шаблону.
2. На станке шлифуется кромка стекла, чтобы убрать излишне торчащие фрагменты. Деталь должна быть аккуратной, чтобы в процессе работы ею не порезать руки.
3. Следующий этап – выложить стекла на картон. Это кропотливая работа, и делать ее нужно очень аккуратно. Со стороны этот процесс напоминает игру в детские пазлы.
4. Каждую деталь нужно обернуть медной фольгой по кромке таким образом, чтобы она одинаково заступала и на одну сторону, и на другую. От этого будет зависеть, насколько ровный получится шов пайки.
5. Остается хорошенько отмыть витраж и заделать швы, чтобы они приобрели вид состаренного метала.
О других необычных профессиях смотрите в программе «Беларусь сегодня».
Мастеров-витражистов в Беларуси совсем немного. Этому ремеслу в вузах не обучают, не производят и витражных стекол. Впрочем, нет их и на всем постсоветском пространстве. Стекла заказывают в Европе и в Америке. Поэтому изучать технологию и вникать во все тонкости ремесла Анне приходилось уже в процессе работы. Когда стало получаться, она решила открыть свою студию.
Сегодня в студии Анны работают 11 человек. Их общие творения украшают Большой театр оперы и балета Беларуси, гостиницы Минска и храмы. Все мастера соблюдают важный принцип – ни один рисунок не должен повториться.
«Сейчас мы налаживаем связь с одной итальянской галереей. Там увидели наши работы, и им очень они понравились, потому что у себя такого не видели», - говорит Анна Авгуль.
Невероятно кропотливой кажется и работа стеклодува. Хоть и трудятся мастера с одним материалом, принципы стеклодувного ремесла сильно отличаются от витражного производства.
Одно из старейших стекольных предприятий Беларуси было основано еще в 1898 году. А спустя некоторое время продукция завода оказалась не просто востребованной – ее оценили за границей. Примечательно, что более чем за век своего существования завод ни разу не прекращал свою работу.
Цех, в котором работает Михаил Ворона, один из немногих, где стекло выдувается старым способом – через специальную трубку. Сколько у него работ, мастер не скажет и сам. Но почерк коллег узнает всегда.
Мастера признаются, профессия очень тяжелая. Приходится трудиться в по-настоящему жарких условиях. Свою работу непростой стеклодувы считают и еще по одной причине. Недостаточно создать образ, говорят, ремесленники, нужно еще и оживить его. Этому порой учатся всю жизнь.
«Я часто смотрю по интернету, как работают итальянские мастера. Я считаю, что я еще на начальной стадии. У меня есть цель – попасть на Мальту. Это настоящий остров стекла», - говорит Михаил.