Очередь на выставку Серова в Третьяковской галерее и ее освещение в СМИ не прошли даром. За сутки в Москве раскуплено три четверти годовых абонементов на концерты классической музыки. Как полагают в Министерстве культуры - люди из той очереди переместились в филармонию.
И опять очередь, скорая помощь и дежурные бригады МЧС. Ради полуторачасового концерта люди готовы серьезно потратиться, а также постоять в пробках и в очереди за билетами. Правда, везет не всем - концерт начался, а до встречи с кассиром еще минут 20 ожидания.
Абонементов к юбилею Сергея Доренского практически не осталось, хотя программа начинается только в декабре. Услышать Шопена и Бетховена в исполнении Писарева и Мацуева стоит недешево - самый дорогой абонемент обходится в 8 тысяч рублей, но все 1,8 тыс. мест в зале точно будут выкуплены.
Сотрудники Московской консерватории объясняют ажиотаж интересной программой, а любители искусства боятся пропустить интересного исполнителя или композитора. «Сезон посвящен 150-летию Московской консерватории, который отмечается в этом году. Так что продажи по сравнению с прошлым сезоном сильно выросли», - приводит еще одну причину ажиотажа проректор Московской консерватории по концертной работе Виталий Катков.
Если в джазе только девушки, то в консерватории сегодня в основном дедушки и бабушки. Тех, кто пришел по льготной цене, и тех, кто потратил на билет свои кровные, объединяет одно: они считают музыку лучшим средство он скуки и депрессии.
Тем временем Петербург не хочет отдавать звание культурной столицы. Здесь свой повод для ажиотажа - выставка самой известной мексиканской художницы Фриды Кало. В Петербург на четырех самолетах доставили 35 картин одного из самых эпатажных мастеров ХХ века. Организаторы пообещали не допустить давки на выставке, для чего ограничили число билетов, продаваемых ежедневно, а в интернет-билетах указали примерное время посещения.
О повышенных мерах безопасности задумались после знаменитой выставки Серова, когда замерзшие ценители искусства выломали двери в Третьяковке. Выставку пришлось продлевать на неделю, и в итоге ее посмотрели почти 500 тыс. человек, что стало рекордом для галереи.
Сейчас специалисты пытаются разгадать: в чем секрет успеха этой и других выставок и бума в филармонии. Профессор Высшей школы экономики (ВШЭ), доктор филологических наук Гасан Гусейнов полагает, что таким образом люди показывают свое негативное отношение к окружающей действительности. «Людям надоело вранье в средствах массовой информации, им надоело вранье вообще в жизни. Им говорят одно, а они видят другое. И они чувствуют потребность в чем-то подлинном», - полагает специалист.
Впрочем, Москва помнит и куда больший ажиотаж вокруг искусства. Например, в 1995 году в Пушкинском музее показали «Сикстинскую Мадонну» и другие работы Рафаэля и Тициана из Дрезденской галереи. Тогда их посмотрели более миллиона зрителей. Десять лет шедевры хранились в запасниках - в 1945 коллекцию вывезли из разрушенного Дрездена. После прощальной выставки в Москве картины вернули в Германию.
В 1981 году выставка «Москва-Париж» собрала все в том же Пушкинском музее 655 тыс. зрителей. Советские граждане ночи напролет проводили в очередях не только ради Матисса и Пикассо, но и чтобы увидеть работы бывших соотечественников - Малевича, Шагала и Кандинского, которых тогда впервые показали в СССР благодаря директору Пушкинского музея Ирине Антоновой. Она же за семь лет до этого организовала показ «Джоконды» в Москве. Посмотреть на работу Леонардо Да Винчи пришли более 300 тыс. человек. Очередь была такая, что на просмотр Моны Лизы каждому зрителю отводилось примерно 15 секунд.
Сегодня трудно представить, что вечер поэзии может собрать 10-тысячный стадион. А в 1960-е это было нормой. В то время молодые поэты Вознесенский, Ахмадуллина, Евтушенко и другие отправлялись в целые туры по стране и везде собирали аншлаги.
Подробнее в сюжете: Программа Главная тема