«Квартет И»: Снимаем так, чтобы зритель много смеялся

15:50 08/02/2016

Москва, 6 февраля. «Квартет И» выгодно отличается ото всех очень многим, в частности, тем, что все слова к своим спектаклям сочиняют сами и вместе. Ростислав Хаит и Леонид Барац – двое из основателей и участников теперь знаменитого «Квартета И» – ответили на вопросы «МИР 24».

– Эта история про предвыборную кампанию, и там очень много вещей, о которых можно говорить, наверное, лишь зная всю эту кухню изнутри. У вас есть какие-то люди, которые вам это все рассказывают? Или все-таки вы, как умные еврейские ребята, понимаете, что вы и так все понимаете?

Ростислав Хаит: И то, и другое. Умные еврейские ребята, и есть люди, которые рассказывают, дополняют, что-то мы вставляем. В конце фильма у нас даже есть благодарность человеку, который рассказывал нам пару историй, которые вошли в фильм.

Леонид Барац: Мы встречались раз пять с людьми, которые занимались выборами. Мы хотели фактуру понять, насколько возможно гротесково это делать. Когда нам рассказали, что один из губернаторов при приходе человека, который входил в его команду на выборах, сидел под столом и общался с инопланетянами по-серьезному, мы поняли, что все возможно. И правду можно добывать в нюансах. Если человек правильно одет, правильно говорит, то ему поверят.

Досье. Ростислав Хаит и Леонид Барац – половина театра «Квартет И». Они познакомились 1 сентября 1978 года, когда пришли в школу. Из родной Одессы оба поехали поступать в Москву. Учились в ГИТИСе. В 1993 году после учебы Барац, Хаит и их однокурсники Александр Демидов и Камиль Ларин создали «Квартет И». Барац и Хаит стали сценаристами фильмов «День выборов», «День радио», «О чем говорят мужчины».

– Вы снимали этот фильм летом в Астрахани, город был вдохновлен и счастлив от того, что это все происходит у них. А губернатор астраханский?

Ростислав Хаит: Помогал!

Леонид Барац: Вообще огромное спасибо астраханским властям.

– А люди приходили, говорили – вот мы вам сейчас расскажем такую историю?

Ростислав Хаит: Дело в том, что в киногруппе есть такие люди, как ассистент по актерам, и это, по сути, цепные псы. Это хуже телохранителей. Они не подпускают никого.

Леонид Барац: А мы и рады были.

– Вам же хотелось, наверное, пообщаться с астраханскими девушками.

Ростислав Хаит: Ну что Вы, какие девушки! Мы уже пожилые люди.

– Вы уже ушли из «большого спорта»?

Ростислав Хаит: Нет, мы не ушли из «большого спорта». Мы просто были заняты съемками.

Леонид Барац: Да и к нам наши девушки приезжали на съемки.

– Насколько для вас важны реплики, репризы? Есть какой-то расчет: 2,5 минуты – это одна реприза, или нет?

Ростислав Хаит: Нет, просто, как катится действие, и мы максимально стараемся насытить это смехом. Как оно идет, как получается.

Леонид Барац: В фильме есть места, где мы промахнулись: в смысле, что мы не поняли, что здесь будет так смешно, что люди будут смеяться и не услышат следующие 5-6 реплик, а они тоже смешные. Более того, первая реплика, над которой они смеются и дальше не слышат, вообще не смешная. Она – просто сюжетный поворот такой, когда Миша Ефремов, в прошлом фильме он был в облачении, отец Иннокентий, а тут он – просто Кеша, но без облачения. И вот он почти весь фильм не в облачении, и в какой-то момент я говорю – жалко, что у Вас нет бороды и рясы, а он говорит – так у меня все с собой, в багажнике. И когда это звучит, люди начинают смеяться и дальше не слышат, а там смешно: борода, ряса, аптечка и насос. Аптечка, чтобы первую помощь оказать, а ряса – чтоб последнюю. А этого уже, к сожалению, не слышно.

Беседовал Григорий Заславский