В Тбилиси открылся старейший в Закавказье театр

22:27 06/02/2016

Тбилиси, 6 февраля. Тбилисская публика может вздохнуть облегченно. После шести лет реконструкции распахнул свои двери Театр оперы и балета имени Захария Палиашвили. Все это время оперная и балетная труппы скитались по разным сценам грузинской столицы. Ремонт обошелся в солидную сумму – 40 миллионов долларов. На что потрачены деньги, и как теперь выглядит старейший в Закавказье театр, узнал корреспондент «МИР 24» Михаил Робакидзе.

Кажется, что это Тифлис конца XIX века, время, когда впервые открывался оперный театр: красная дорожка, а гостей встречают музыканты. Реставрация особняка XIX века на улице Руставели, в котором располагается Театр оперы и балета, началась шесть лет назад. Так что театралы ждали открытия с огромным нетерпением. Первых гостей принимали с особым почетом.

«Я выросла в этом оперном театре. Это счастье! Я всем желаю, чтобы они получили такое удовольствие, какое я получаю прямо отсюда, от входа в театр», – говорит народная артистка СССР Нани Брегвадзе.

«Это Мекка, это мое детство, мое отрочество, это моя будущая старость, это море музыки, море гениальных музыкальных фраз», – поясняет композитор Джемал Сепиашвили.

И вот, наконец, новый театр. Строители укрепили фундамент и крышу, реставраторы обновили роспись. Для актеров обустроены новые гримерки, появился зал для отдыха и столовая. Для музыкантов расширили оркестровую яму и закупили новые инструменты. Управление декорациями, светом и звуком поручено компьютерам. А режиссер на мониторах видит все, что происходит на сцене, за дирижерским пультом и за кулисами.

«У нас прекрасный звуковой пульт и световой. Я вчера сама училась управлять им малейшими движениями руки», – рассказывает народная артистка России и Грузии, художественный руководитель Тбилисского театра оперы и балета Нино Ананиашвили.

К открытию сезона параллельно готовились и оперная, и балетная труппа. Коллективы сменяли друг друга на сцене по строго установленному графику, а технический персонал в это же время окончательно завершал отладку механизмов и нового оборудования.

«Первые шаги. Мы пробуем все – компьютер, костюмы, что-то доделываем, что-то нужно еще довести, что-то уже сделано», – отмечает худрук театра Ананиашвили.

Балетной труппе действительно повезло. Огонь на себя взяли коллеги из оперного цеха. Открылся театр классикой – на сцене постановка «Абесалом и Этери» на музыку грузинского композитора Захария Палиашвили. У визитной карточки театра весьма трагикомичная история.

«В 1918 году дирижировать премьерой должен быть Эммануил Столерман. У него была очень эмоциональная супруга, которая в результате очередной семейной ссоры разорвала единственную грузинскую партитуру. В гневе Столерман застрелил жену и пошел под суд, который принял в качестве смягчающего обстоятельства знаменитый на весь город сложный характер супруги и отпустил дирижера. Но за пульт во время премьеры встал сам Палиашвили, которому пришлось заново переписать партитуру», – поясняет исполнитель роли Мурмана Теймураз Гугушвили.

Новое прочтение строго эпоса о любви и ненависти, дружбе и предательстве принадлежит режиссеру Гизо Жордания. По сравнению с предыдущей версией, которая ставилась на этой сцене в середине 80-х, эта постановка намного ярче. Вместе со звездами мировой величины, среди которых солистка Метрополитен-опера и Венской оперы Тамара Ивери, исполняющая партию красавицы Этери, на сцене танцуют солисты знаменитого ансамбля народных танцев «Сухишвили-Рамишвили».

«Где только я не пела, так не нервничала. Я ведь с детства здесь, это мой дом, наверное, поэтому высокая ответственность. Пришла сегодня ни свет ни заря. Лучше быть рядом с коллегами», – говорит оперная певица Тамара Ивери.

Волнение вполне понятно. В зале – что ни зритель, то знаменитость. Среди гостей патриарх Грузии Илия Второй, премьер-министр и президент Грузии.

«Я счастлив, что имел возможность насладиться замечательным спектаклем. Это результат огромного труда актеров, музыкантов, режиссеров, а еще архитекторов, строителей и всех тех людей, которые все эти годы работали, чтобы подарить Грузии обновленный оперный театр», – подчеркнул президент Грузии Георгий Маргвелашвили.

Премьерные показы «Абесалом и Этери» продлятся до конца февраля, а потом уже балетная труппа представит свою премьеру «Горды» Давида Торадзе, тоже значимый для грузинской публики балет. Он был поставлен в 1949 году легендарным хореографом Вахтангом Чабукиани. Главную партию в постановке тогда исполнял он сам.