Москва, 6 февраля. В Большой театр вернулся «Дон Кихот». В афише снова легендарный балет о приключениях, которые происходят в солнечной Испании. На Исторической сцене спектакль не шел целых пять лет. Теперь все новое – и декорации, и костюмы. Прежние только эмоции – от погружения в южную сказку сразу становится тепло на душе. На генеральном прогоне балета на музыку композитора Людвига Минкуса побывала съемочная группа «МИР 24».
Перед началом генеральной репетиции «Дон Кихота» в зале даже директор Большого Владимир Урин. Этой премьеры и сотрудники, и зрители ждали долго – пять лет легендарный балет не появлялся на Исторической сцене.
«Дон Кихот» – один из хитов, визитная карточка театра. Впервые его показали на сцене Большого еще в 1869 году. Это была постановка хореографа Мариуса Петипа. Позже, в 1902 году, свою редакцию представил балетмейстер Александр Горский. С тех пор «Дон Кихот» почти не меняют – только вносят незначительные поправки в сюжет. Спектакль считается «энциклопедией русского балета» – там есть все: и сложные танцы, и характерные роли.
«В «Дон Кихоте» есть все, что дает человеку определенный заряд в жизни. Есть радость, есть праздник, есть веселье, есть танец любой: и классический, как сцена сна Дон Кихота, и Китри и Базиль – знаменитейшее па-де-де», – говорит народный артист России, балетмейстер-постановщик Алексей Фадеечев.
Главные герои балета – дочь трактирщика Китри и цирюльник Базиль. Влюбленных пытается разлучить отец красавицы – он мечтает о более выгодной партии и сватает дочь то за старого дворянина, то за доблестного тореадора. На сцене кипят настоящие испанские страсти.
Но на помощь влюбленным приходит Дон Кихот. «Рыцарь печального образа» въезжает на сцену на коне. Для исполнителя партии – Алексея Лопаревича – это уже пятая версия любимого балета. Тридцать сезонов он исполняет роль Дон Кихота: за это время успел побывать на гастролях по всему миру. Рассказывает, что четвероногие партнеры постоянно меняются. Сегодня – конь Осуан. Перед премьерой, конечно, тот сильно волнуется. Но у артиста Лопаревича есть успокоительное – корочка хлеба из театрального буфета.
«У меня был конь, который про сцену совсем не знал ничего. И его как вывели на сцену, он полетел куда-то, и я тыгдым-тыгдым-тыгдым! Куда? Зрители там! Верните меня! Очень разные: боятся, боятся света, количества людей вокруг, оркестра. Этот хороший, сегодня был хороший», – говорит заслуженный артист России Алексей Лопаревич.
Исполнительница роли Китри Мария Александрова танцует в «Дон Кихоте» тоже не первый раз. Но в этой версии все новое – и декорации, и костюмы. Красивые, но не пока не слишком удобные.
«Новые декорации, новые костюмы доставляют немало хлопот. Потому что это нужно обжить, потому что это надо посадить, в это надо заново поверить, к этому надо пристроиться, этому надо довериться. Потому что дело привычки: вдруг на тебя надели новое платье! И еще в нашей профессии ты всегда думаешь о руках партнера, какого ему будет в этом платье тебя держать», – поясняет народная артистка России Мария Александрова.
Партнер Марии Владислав Лантратов, кажется, уверен в себе и своих движениях. Но у него есть свои трудности – он танцевал партию Базиля только на Новой сцене театра. На Историческую – она больше – в этом образе выходит впервые.
«Я впервые именно здесь буду танцевать «Дон Кихота», весь спектакль. Конечно, это новое пространство, любимый зал, любимая сцена, но нужно это все объять и занять каждый сантиметр этого пространства», – отмечает премьер Большого театра Владислав Лантратов.
На ближайшие показы «Дон Кихота» билетов в кассах уже нет. Зато можно приобрести на апрель. Цены, как всегда, внушительные. Но тут жалеть не надо, впечатления останутся – во всех смыслах – яркие.
Подробнее в сюжете: Большой театр