Москва, 7 февраля. Время такое – люди совершают неординарные поступки все чаще. Иногда, в массовом порядке. Россияне с начала года удивляют своей безграничной любовью к классическому искусству: мерзнут в очередях на Серова, ночуют в филармонии, рвутся на оперные концерты. Тягу к прекрасному на себе испытал и корреспондент «МИР 24» Роман Никифоров, который пытался разобраться, с чем связан этот культурный бум.
Новый сезон в филармонии начинается только в сентябре. Обычно абонементы продают с марта. В этом году решили стартовать на месяц раньше. И не прогадали. За первые два дня меломаны разобрали четверть от 200 тысяч абонементов. На общую сумму в 90 миллионов рублей. Это рекорд.
«Причем люди приходят не в день продажи абонементов, а за день. Люди остаются ночью, дежурить, чтобы не пропустить свою очередь. Поэтому мы на ночь не закрываем один из холлов концертного зала Чайковского. У нас все время есть вода, у нас открыты все туалеты», – рассказывает пресс-секретарь Московской филармонии Наталья Уварова.
Абонементы можно взять и через интернет. Но для завсегдатаев, особенно людей в возрасте, ночное бдение у кассы – дань традиции. Да и бумажным билетам они доверяют больше, чем электронным.
«Детские концерты, и классическая, и Лундстрем – все есть. Цены «кусаются». Дороже, чем в прошлом году. Но и в кризис не жалко тратить деньги на культуру. Вот на тряпки жалко. А на это нет», – говорит жительница Москвы Зинаида.
В филармонию потянулась молодежь. Бюджетная альтернатива ночному клубу. Да и классика нынче в моде.
«Чайковского, Рахманинова, Дебюсси бы послушал экономист, начальник бюро экономического анализа и внутреннего аудита», – отмечает житель Москвы Станислав.
На текущий сезон абонементов уже нет, но есть билеты на отдельные концерты. Впрочем, даже если исполнитель не входит в топ-лист, с покупкой лучше не затягивать. Мест может не хватить. Впрочем, тот, кто по той или иной причине не смог купить билет, может посмотреть концерт бесплатно. Прямо в фойе, на большом экране. Вход сюда свободный, здесь установлены стульчики. Народу сегодня немного, однако иногда в фойе собирается до сотни человек.
Вспомним еще одну очередь за прекрасным. Знаменитые кадры: ценители искусства выламывают двери Третьяковской галереи. Несколько часов простояли на морозе, но не отступили.
Серов, конечно, знаменитый художник. Но такой бурный интерес к его творчеству стал сюрпризом. Спасатели выставили пункты обогрева, волонтеры привезли походную кухню, а организаторы продлили выставку еще на неделю. Маркетологов такой поворот событий не удивил.
«Казалось бы, Серов, что тут остросоциального? Уверяю вас, это очень социально востребованная история. Люди хотят стабильности, люди хотят традиций. Люди готовы смириться со своей историей», – уверен член Совета «Российской Гильдии Маркетологов» Николай Григорьев.
Очередь на Серова быстро стала интернет-мемом. В сети появились многочисленные штуки, фотоколлажи. Группа «Ленинград» даже добавила в свою знаменитую песню про лабутены куплет, где выставку Ван Гога заменили на выставку Серова. Поклонники эту идею развили дальше. А вот пародисты из «Мурзилок International» вместе с актером Иваном Охлобыстиным решили перепеть самого Серова. Правда, Александра-певца.
Ажиотаж становится чем-то вроде знака качества. Вот, в Питере вереницы людей традиционно можно видеть у Эрмитажа. Теперь – очередь и на выставку работ Фриды Кало.
И снова – Москва. К Серову и филармонии добавилась консерватория. Эстета ноги кормят.
«Некий уход и желание погрузиться в мир прекрасного и красоты. Это связано с желанием людей немного переключить свое сознание, немножко зацикленное на часто очень драматических событиях нашей жизни», – считает президент Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова.
Ирина Антонова говорит, что в трудные времена человек чаще задумывается о вечном. Вспоминает концерты во время войны.
«Я помню концерт Сафроницкого. 1942 года. В зале Чайковского. Когда мы все сидели в валенках, в шапках, потому что в зале не топили. Он был в концертном платье. Но в митенках. Только с обрезанными пальцами. И играл Шопена», – рассказывает Антонова.
Оперная певица и депутат Госдумы Мария Максакова считает, что некоторые виды искусства для масс-культуры не подходят.
«Симфонию Брамса выслушать человеку неподготовленному не то что сложно, но и, наверное, лишено смысла. Потому что человек выслушает в этой музыке, мне сложно сказать», – считает певица, депутат Госдумы РФ Мария Максакова.
Максакова делает ставку на истинных ценителей. Таких, как ее партнер на трибуне и на сцене – спикер Госдумы Сергей Нарышкин.
«Это те люди, за умы и сердца которых такому человеку, как я, хочется бороться. Убеждать, нравиться этой конкретно публике. Но я ж не американский доллар в конце концов», – отмечает Максакова.
Однако жители Красноярска с таким подходом не согласны. Вот, в городе «черная пятница». Никакого дефолта – лишь билеты в оперу за 100 рублей, которые вскоре закончились. Но после четырехчасового стояния в очереди готовы брать по той цене, которая есть.
И действительно. Если уж русскому человеку захотелось высокого искусства, деньги уже не имеют значения.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе