Москва, 11 февраля. Около пяти миллионов семейных пар в России не могут иметь детей. Такие данные представили учёные на конференции в Москве. А 30 лет назад в СССР появился первый в стране ребенок из пробирки. Корреспондент телеканала «МИР 24» Наталья Дюжикова - о том, как сегодня современная наука дарит шанс на продолжение рода.
Елена Донцова - первый человек в России, зачатый по методу экстракорпорального оплодотворения. Из-за перенесённой операции у ее мамы не было других шансов на рождение ребёнка. В руках цветы, вокруг - объективы камер. На научную конференцию она пришла, словно кинозвезда на вручение премии.
«Мне когда исполнялось 10 лет, она мне сказала первый раз. Тогда ещё ничего не поняла. Но ближе к годам 15 – 16 я уже начала более - менее понимать что-то. Ну вот получилось так - и хорошо, главное, что я есть», - рассказывает Донцова.
На днях Елена отпраздновала своё тридцатилетие. Она знает, что этот праздник уже никогда не будет чисто семейным. Вместе с нею торжествуют учёные, благодаря которым она появилась на свет. Для них это стало настоящей научной революцией. И ее собственного ребёнка они называют внуком.
«Мы - обладатели не только первой девушки в стране, но ещё и первого внука!», - аплодируют врачи.
Попытки получить эмбрион в пробирке велись с 40-х годов 20 века. Советский союз опередила только Великобритания - первый младенец родился именно там. С тех пор выросло целое поколение людей, зачатых при помощи вспомогательных репродуктивных технологий. Доктор медицинских наук Геннадий Сухих объясняет: метод ЭКО способен подарить надежду на обзаведение потомством даже в самых тяжёлых случаях.
«Абсолютные случаи бесплодия. Когда у женщины нет фаллопиевых труб, когда у женщины какой-то мощный спаечный процесс, когда есть различные состояния, при которых происходит очень раннее истощение яичника и нет фолликулярного аппарата, и я бы мог назвать ещё массу других», - говорит руководитель Научного центра акушерства им. академика В. Кулакова.
Суть метода ЭКО состоит в том, что яйцеклетка, взятая у будущей мамы, оплодотворяется вне ее организма. В лаборатории за эмбрионами наблюдают ровно пять дней. Самого жизнеспособного возвращают на «законное место». Далее - беременность и роды проходят, как обычно.
«Из 100 пациенток, которые к нам приходит, 35-40 из них уходит с беременностью. Но нужно понимать, что человек так устроен, что шансы зачать естественным путём не превышают 20 процентов. Поэтому ЭКО позволяет в 2 раза увеличить шансы наступления беременности», - поясняет старший эмбриолог клиники Наталья Макарова.
На мутации генов и репродуктивное здоровье влияет и образ жизни, и окружающая среда, говорят говорят учёные, занимающиеся разделом эпигенетики.
Оставшиеся жизнеспособные эмбрионы подвергаются криоконсервации. Наталья Макарова признаётся: многие семейные пары возвращаются за своим вторым эмбрионом через несколько лет. В жидким азоте они могут храниться как угодно долго. Каждая такая трубочка идентифицирована, в каждой - чей-то будущий ребёнок.
Кстати, все больше женщин из Европы приезжают в Россию за детьми из пробирки. Во-первых это дешевле, а во-вторых в некоторых странах дамам после 40 лет запрещены такие процедуры. В России же ограничений по возрасту нет.