В Новочеркасске 14 февраля 1994 года был приведен в исполнение один из последних смертных приговоров в истории современной России. В подвале неподалеку от местной тюрьмы был расстрелян Андрей Чикатило, на счету которого как минимум 53 жизни.
Долгие годы лучшие следователи страны безуспешно пытались поймать «Гражданина Икс». Даже тщательно проработанный психологический портрет не облегчил жизнь сыщикам. Задержать маньяка-каннибала удалось лишь в 1990 году – через 20 лет после его первого убийства.
На основе архивных материалов редакция «МИР 24» составила краткую ориентировку на Андрея Чикатило и проверила на наших коллегах, смогут ли они отличить маньяка от простого советского гражданина.
«Мужчина. На вид около 45-50 лет. Носит плащ, шляпу, шарф, очки в массивной оправе и коричневую кожаную сумку. Предпочитает рубашки в клетку, яркие принты и синие пиджаки».
Феликс Сандалов, журналист, музыкальный обозреватель:
«Так это же мой знакомый – экспат. Марк Стивенс его зовут. Ему 43 года, алкоголик, из-под Лондона, угорал по британскому эзотерическому подполью, в сорокет сошел с ума, переехал в Россию и стал угорать по пятидесятым. До сих пор врубается в панк-рок, впрочем. Проблемы с женщинами, несмотря на заработок в 400 тысяч в месяц репетиторством. Ученикам о том, что он из-под Лондона (если быть точным, из какой-то дыры под названием Регби – он ненавидит спорт настолько, что старается лишний раз не называть ее), Стивенс говорит, что он из Лондона. Про отношения со спортом говорит хотя бы то, что когда он со своим стажем курения в четверть века решил заняться пробежками по утрам, он купил Converse выше щиколотки».
«МИР 24»: В нашем описании Феликс разглядел своего знакомого, у которого действительно есть что-то общее с ростовским маньяком. В первую очередь это касается профессии. Марк зарабатывает на жизнь преподаванием, как и серийный убийца, начинавший свою карьеру с работы педагога.
А вот насчет ненависти к спорту – мимо. В молодости Чикатило председательствовал в районном комитете физкультуры и спорта.
Никита Солдатов, «Коммерсантъ-Weekend»:
«Мне он не очень нравится, потому что и плащ, и шляпа — вещи не самые обаятельные, они меня отпугивают. В плаще и шляпе я сразу представляю здоровенного чувака с клюкой, с дурным характером, такого забитого в юности домашнего тирана.
Судя по виду, он занимается умственным трудом, скорее всего – в гуманитарной области. Пишет чего-то, читает лекции, ну и заодно к этому получает немного денег от того, что является владельцем или совладельцем какого-нибудь околообразовательного проекта».
«МИР 24»: Наш следующий испытуемый интуитивно распознал, что за описанным портретом скрывается не самый приятный человек с тяжелым прошлым.
Детство Чикатило пришлось на годы войны, когда в УССР царил голод, сопоставимый с катастрофой начала 30-х годов. Будущий маньяк страдал от издевательств: мать регулярно избивала его за обмоченные ночью простыни.
В юности самолюбие Чикатило пострадало из-за неудачной попытки поступить в МГУ. Провал на экзаменах он для себя объяснял тем, что его отец за попадание в немецкий плен был записан в предатели родины.
Никита попал в точку и по поводу профессии серийного убийцы. В 70-х годах он работал в коррекционном интернате учителем русского языка и литературы. Однажды был избит воспитанниками за попытку совратить ученика. После того инцидента он привык повсюду носить с собой нож.
Эмиль Милушев, политолог, специалист по профессиональным коммуникациям:
«Довольно странный типаж. Какой-то, с одной стороны, приличный тип, а с другой - почему-то сразу кажется, что с рожей карикатурного хипстера. Наверное, очки всему виной.
Класс, наверное, как было принято говорить несколько лет назад, креативный. Какую роль он может исполнять? Было бы неплохо, если бы он смог локализовывать очаги протеста на микроуровне и направлять их в конструктивное русло. По судам затаскал бы какого-нибудь депутата за снесенный ларек, отстоял бы какой-нибудь гонимый кинотеатр. Такая революционная теория малых дел мне кажется в самый раз для нашего политически ангажированного филолога».
«МИР 24»: Эмиля мы попросили представить, как бы описанный нами персонаж вел себя в случае революции. Эта тема очень волновала Чикатило. Он любил творчество пролетарских писателей, а на суде не к месту пел «Интернационал».
Впрочем, так убийца, скорее всего, пытался симулировать безумие. Этот номер не прошел – психиатрические экспертизы не выявили у него никаких отклонений.
Антон Беккужев, журналист, модный блогер (инстаграм @anton_bekkuzhev):
«Наш герой, безусловно, является человеком со вкусом, который следит за модными веяниями и последними тенденциями. При этом он лишен излишнего лоска и напускного щегольства. Хипстерский стиль вышеописанного персонажа, конечно же, позволит ему пройти фейс-контроль в модные столичные бары, например, «Редакцию» или «Denis Simachev Bar». А вот с посещением пафосных «Gipsy» или «АРТель Бессонница», на мой взгляд, могут возникнуть вопросы.
Думаю, что наш персонаж любит посещать модные выставки, ходить на современные театральные постановки, часто путешествует. Его деятельность наверняка связана с творчеством, возможно, он трудится фотографом-фрилансером, либо внештатным журналистом, сценаристом или копирайтером.
Мне кажется, что он не спешит обременять себя семьей и даже серьезными отношениями, ведь штамп в паспорте и наличие ребенка для многих зачастую – это символ свершившейся жизни. Наш же герой стремится к постоянному саморазвитию и самореализации, поэтому пока не стремится к созданию семьи».
«МИР 24»: Антон подметил очень тонкие детали. Чикатило, действительно, много путешествовал по стране. Множество убийств он совершил во время командировок.
Можно сказать, что в некоторой степени маньяк был и журналистом. В ожидании казни он забрасывал редакции центральных газет развернутыми жалобами на условия содержания.
Кроме того, Чикатило пытался убедить общественность в том, что дело против него сфабриковано. Это не помогло – 14 февраля в 20:00 прокурор зачитал президентский указ о расстреле, и убийца был казнен выстрелом в затылок.
Эдуард Лукоянов