Американский изобретатель Томас Эдисон 19 февраля 1878 получил патент на созданный им фонограф. Инженер не подозревал, какую роль сыграет его изобретение в зарождении целой индустрии. «МИР 24» - об истории возикновения звукозаписи и о том, какую роль она сыграла в развитии музыки.
Первые удачные попытки записать звук были предприняты в 50-е годы XIX века. Пионером в этой области стал французский изобретатель Эдуард Леон Скотт де Мартенвиль. В 1857 году он запатентовал фоноавтограф, хитроумное устройство, призванное заменить судебных стенографистов.
Аппарат представлял собой цилиндр, обернутый в подкопченную бумагу. Для записи нужно было вращать ручку, которая приводила устройство в действие. Игла улавливала звуковые вибрации и оставляла следы на саже.
До нас дошла фоноавтограмма, сделанная де Мартенвилем в 1960 году. На ней записан голос изобретателя, напевающий народную песню «В лунном свете». К сожалению, изобретателю не удалось самому послушать, что получилось, поскольку метод воспроизведения фоноавтограмм ему придумать не удалось.
Лишь в 2008 году исследователи смогли проиграть запись. Оказалось, что де Мартенвиль вращал цилиндр фонографа с неправильной скоростью. Из-за этого разобрать голос на 10-секундной записи проблематично.
Наработки де Мартенвиля подхватили за океаном. Развитием технологии звукозаписи занялся американец французского происхождения Фрэнк Ламберт. В 1878 году ему удалось сделать запись на собственной версии фонографа.
До расшифровки фоноавтограммы де Мартенвиля считалось, что запись Ламберта – первая в истории. Ее качество оставляет желать лучшего – запись сильно напоминает произведение музыканта-авангардиста. Тем не менее проблема воспроизведения звука была решена.
Эдисону же удалось создать устройство, которое позволило сделать записи максимально возможного на тот момент качества. Свое изобретение его автор преподнес ни много ни мало как победу над пространством и временем.
В рекламных проспектах говорилось, что фонограф позволит записать утром песню, которую вечером смогут послушать гости. Кроме того, устройство позволило оставить потомкам записи голосов выдающихся людей того времени.
Для этого Эдисон разослал фонографы знаменитостям по всему миру. Среди них оказался классик русской литературы Лев Толстой, записавший сказку «Волк».
Вскоре предприимчивые американцы придумали, как использовать изобретение Эдисона для заработка. Бизнесмены начали устанавливать фонографы в развлекательных залах. Теперь любой мог за небольшую плату послушать любимую композицию в записи.
Уже в 90-е годы XIX века открылись первые студии звукозаписи, быстро набравшие популярность. Консерваторы забили тревогу – им показалось, что фонографы приведут к деградации культуры.
Музыкальный критик Алекс Росс в книге «Послушайте» рассказывает, что дело дошло до разбирательств в Конгрессе. Перед законодателями выступил композитор Джон Филип Суза, возглавивший лагерь противников звукозаписи.
«Эти говорящие машины уничтожат профессиональное развитие музыки в нашей стране. Когда я был маленьким, летними вечерами у каждого дома собирались молодые люди и пели новые и старые песни. Сегодня же и днем и ночью играют эти адские машины. Так скоро и голосовые связки окажутся ненужными», - заявил Суза, обращаясь к конгрессменам.
Впрочем, у изобретения Эдисона нашлись сторонники среди композиторов. Одним из них стал выдающийся немецкий композитор Иоганнес Брамс. Он записал минутный фрагмент «Венгерского танца №1», сопроводив его обращением к изобретателю.
«Привет доктору Эдисону. Я доктор Брамс, Иоганнес Брамс!» - звучит в начале записи голос композитора. К несчастью, сама запись производит крайне удручающее впечатление, но все же несет большую ценность как редкий артефакт.
В чем-то консерваторы были правы, когда протестовали против использования фонографов. Если раньше в состоятельных семьях было принято музицировать, то с появлением звукозаписи эта мода прошла.
Но ничто не могло остановить развитие музыкальной индустрии, с каждым годом приносившей все большую прибыль. Не останавливались на достигнутом и изобретатели, стремившиеся усовершенствовать качество звукозаписи.
На смену цилиндрам фонографов пришли пластинки, пленка, компакт-диски и наконец – цифровые форматы. После появления каждого нового носителя непременно находились критики, утверждавшие, что они уступают своим предшественникам. И каждый раз новый формат успешно приживался на рынке, вытесняя прежние.
Сейчас мы окружены звуками. Мы покупаем и скачиваем терабайты музыки на любой вкус, а новые жанры появляются едва ли не каждый день. И все это стало возможным только благодаря тому, что однажды изобретательный ум догадался соединить в одно устройство стеклянный цилиндр, иглу и подкопченный лист бумаги.
Эдуард Лукоянов