В рамках «Золотой Маски» Пермь показала Шостаковича

22:51 27/02/2016

Стартовал ежегодный фестиваль конкурс «Золотая маска». Лучшие спектакли со всей России в ближайшие недели покажут в Москве и Санкт-Петербурге. Церемония награждения пройдет в апреле. Один из лидеров по количеству номинаций – Пермский театр оперы и балета – уже представил в столице постановку «Оранго. Условно убитый» по ранним произведения Дмитрия Шостаковича. Худруком, режиссером и дирижером театра выступает грек с российским паспортом Теодор Курентзис, который вдохновлялся авангардистами и парадами времен Советского Союза. Корреспондент «МИР 24» Елена Шарова посмотрела балет-оперу.

Создатели этого спектакля настолько погрузились в советское прошлое, что за кулисами их постановки чего только не найдешь. Даже «привет из нашего детства» – музыкальный ксилофон, на котором главный герой, Оранго, будет исполнять сольную партию.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: У Москвы «Театральная бессонница»: под прицелом – «Чайка»

На занавесе – абстракция в духе Кандинского. Оркестр гремит героическими раскатами, а зрителю предлагают отправиться в 30-е годы прошлого столетия.

«Оранго» – незавершенная опера Дмитрия Шостаковича. Композитор написал только пролог и по загадочным причинам оставил работу над произведением. По одной из версий, Шостаковича об этом попросили. Мол, между строк в либретто читалась критика советской власти. По другой версии, время переменилось и сюжет оперы потерял актуальность. Это история об опытах над журналистом, которого ученый-зоолог превращает в Оранго – смесь обезьяны и человека. Существо умеет «есть вилкой и ножом» и даже исполняет «Чижика-Пыжика».

Оперу-буфф худрук Пермского театра оперы и балета Теодор Курентзис превратил в оперу-балет. Хор марширует, делает гимнастические фигуры и при этом, конечно, поет.

«Я считаю, что в наше время одно искусство пересекает другое искусство. Как танцоры должны уметь петь, так и певцы должны уметь танцевать. Иногда непрофессиональные танцоры они могут дать какую-то жизнь, которой нет у профессионалов, этот драйв, эти не затренированные тела!», - комментирует собственную постановку режиссер.

Вторая часть спектакля – это балет «Условно убитый», который в отличие от «Оранго» даже шел на сцене несколько месяцев в виде эстрадно-циркового ревю с участием Клавдии Шульженко и Леонида Утесова. Идею вернуть оба произведения на сцену подала вдова Шостаковича – Ирина Антоновна, но для того, чтобы возродить спектакли, хореографу Алексею Мирошниченко пришлось посидеть в библиотеке.

«Этот спектакль сняли, а в Советском союзе если что-то снимали, запрещали, то от этого ничего не осталось и здесь на помощь пришла Ленинская библиотека. Они нашли только три газетных рецензии, пьесы Воеводина и Рысина нет, не удалось найти. А уж тем более либретто, поэтому мне попали только три газетных рецензии», - говорит Мирошниченко.

На сцене появились близкие к реальным агитплакаты и такие точные сцены учений. Военрук Бейбуржуев стращает «Условно убитых» химоружием и заставляет надевать противогазы. Возможно, именно за такие трудовые подвиги солистка театра Наталья де Фробервиль и номинирована на «Золотую маску» за лучшую женскую роль в балете. Попробуй, помаршируй в таком виде.

«Противогазы недостаточно хорошо оснащены, полуфабрикаты, то есть сама трубка, она находится в сумке, и когда ты дышишь, у тебя все стекла начинают запотевать. И главное – не сбиться с марша», - говорит артистка.

Исполнитель роли Бейбуржуева Сергей Мершин тоже претендует на «Золотую маску». Говорит, этот спектакль для него, как машина времени – способ вернуться в счастливое советское детство.

«Я помню то мороженое, пломбир, которое продавалось за 10 копеек, помню те автоматы с газировкой, где стаканчики продавались за копейку - две копейки. Мне этого не хватает, мне это интересно, своего рода ностальгия и желание окунуться в ту эпоху», - говорит актер.

Всего у постановки четыре номинации. На «маски» претендуют и режиссер Теодор Курентзис, и хореограф Алексей Мирошниченко. Оценят ли путешествие в 1930-е и возвращение на сцену произведений Шостаковича члены жюри, станет известно 16 апреля, когда огласят имена победителей самой престижной театральной премии России.