На днях Госдума приняла в первом чтении пакет законопроектов о так называемой декриминализации ряда уголовных преступлений. Проекты были разработаны Верховным судом и ранее были поддержаны президентом РФ Владимиром Путиным, который в своем послании Федеральному собранию обращал внимание на необходимость решения задачи по дальнейшей либерализации уголовного законодательства.
В последний раз депутаты смягчали Уголовный кодекс несколько лет назад, а самая широкая из либерализационных «волн» обернулась отменой нижних пределов тюремных сроков по 68 составам преступлений, включая экономические, а также дополнению еще 23 составов штрафами либо исправительными работами, которые разрешили применять в качестве основного наказания.
На этот раз парламентарии решили вывести из-под действия УК всего четыре состава преступлений - побои (ч. 1 ст. 116 УК РФ), угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 119 УК РФ), злостное уклонение от уплаты алиментов на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157 УК РФ), а также использование заведомо подложного документа (ч. 3 ст. 327 УК РФ), кроме официального.
Причем освобождать от уголовного наказания за эти преступления предлагается только в том случае, если они совершены впервые, а виновный возместил ущерб или «иным образом загладил причиненный вред», говорится в проекте. Для таких случаев вместо уголовной ответственности законодатели решили ввести административную и вместо тюрьмы наказывать нарушителей штрафами, обязательными или исправительными работами и т.д. «Вместе с тем, в случае злостного уклонения нарушителя от уплаты штрафа или от отбывания других мер материалы направляются для привлечения лица к уголовной ответственности», - подчеркивается в законопроекте.
Впрочем, как сообщил при обсуждении проектов в первом чтении в Госдуме зампредседателя Верховного суда Владимир Давыдов, за вышеперечисленные составы преступлений в тюрьму редко сажают и сейчас. По его словам, ежегодно по различным нереабилитирующим основаниям суды прекращают около 240 тысяч уголовных дел. «То есть практически каждое четвертое дело, которое могло и должно быть прекращено еще в стадии досудебного производства», - указал Давыдов. Мало того, только в 2014 году из 130 тысяч граждан, осужденных по декриминализируемым статьям, примерно 95% получили наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества, заметил зампред ВС.
Кроме того, в самих законопроектах есть немало исключений, препятствующих автоматическому переводу некоторых уголовных преступлений в разряд административных нарушений. Например, по одной из новых норм, за угрозу убийством придется отвечать по всей строгости УК, если такое преступление было совершено по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, а для побоев – также и из хулиганских побуждений.
Между тем, в Госдуме сочли, что подобных исключений должно быть больше, иначе игра в «доброго следователя» обернется очередным ростом преступности в стране. Так, в КПРФ и «Справедливой России» выступили против исключения из УК статей за избиения и угрозу убийством. «По этим статьям привлекаются семейные дебоширы, которые неоднократно чинят насилие в отношении жен и детей», - заявил коммунист Юрий Синельщиков.
Как сообщили корреспонденту «МИР 24» в КПРФ, депутаты выступят с соответствующими поправками ко второму чтению, которое, как ожидается, пройдет в Госдуме уже в апреле. В том, что пересмотр предлагаемых составов преступлений возможен, подтвердил зампред профильного думского комитета по уголовным делам Александр Ремезков.
При этом наибольшие шансы на корректировку есть у нормы, касающейся декриминализации злостного уклонения от уплаты алиментов, не исключают на Охотном ряду. Против его перевода в разряд административных ранее горой выступил думский комитет по делам семьи. Если закон примут в неизменном виде, то отказ от уплаты алиментов обернется для недобросовестных отцов максимум обязательными работами, арестом или штрафом до 20 тыс. рублей (по действующему же УК за это может грозить также лишение свободы сроком на один год).
Между тем, как заявили в комитете, угроза уголовным наказанием зачастую остается единственным способом воздействия на должников, которые наотрез отказываются давать денег на содержание брошенных ими детей или родителей. Дело в том, что по действующему УК, они не только могут сесть в тюрьму, но и в будущем иметь проблемы с трудоустройством из-за проблем с судимостью.
Именно благодаря нынешним мерам воздействия на злостных неплательщиков, в 2015 году удалось погасить долги по алиментным обязательствам в 122, 4 млн рублей, указывается в заключении комитета по делам семьи на законопроекты. Этой же позиции придерживается и правительство РФ, которое в присланном на документы отзыве также заявило, что предлагаемое наказание «не соответствует правилам о дифференцированном подходе при назначении наказания в зависимости от характера и степени общественной опасности административного правонарушения, личности виновного, его имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и (или) отягчающих административную ответственность».
Многие парламентарии будут, напротив, предлагать расширить список статей УК, подпадающих под декриминализацию. Так, депутат Госдумы от ЛДПР Александр Кропачев высказался за отказ считать преступниками, тех, кого ловят на хранении наркотиков. «Речь идет о хранении без цели сбыта, так как недобросовестные сотрудники полиции часто используют эту статью в своих целях», - сказал депутат.
В любом случае очередная либерализация УК будет, судя по всему, не последней. Сам Давыдов заявил о возможности «безболезненной декриминализации» огромного количества статей. «В УК есть ряд составов, которые можно безболезненно декриминализировать, в том чиле предпринимательские статьи. Сотни норм вообще не наработает и нынешняя избыточная криминализация может привести к диаметрально противоположным последствиям», - заметил зампред ВС.
Елена Земскова