«Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», или битва проигравших

16:40 24/03/2016

Странное дело – до начала XXI века вселенная DC Comics вечно побеждала в битве с Marvel. Среди тройки самых популярных супергероев в мире (Человек-паук, Супермен и Бэтмен), ей принадлежат двое последних.

«Лига справедливости» как собрание «лучших из лучших» появилась на три года раньше, чем «Мстители» от Marvel, а фильмы Тима Бертона и Кристофера Нолана вознесли Летучую мышь на вершину развлекательного кинематографа.

Но долгая гегемония DC Comics не могла существовать вечно. «Двадцатый век Фокс» стал финансировать друг за другом ленты о мутантах, которые полюбились всем, а потом Marvel Studios решила «отпочковаться» и затеяла собственных «Халков», «Торов», а также «Железного человека».

Зак Снайдер, которого в узких кругах уже давно прозвали «Мистером Комиксом», не первый год сотрудничает с DC и Warner Brothers. За его плечами экранизация «300 спартанцев» (2006) о битве при Фермопилах, снятая полностью на зеленом фоне, «Хранители» (2009) по легендарному графическому роману Алана Мура и очень своеобразный «Запрещенный прием» (2011) о «клиентах» психушки.

Фильм «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» должен был бы стать логичным продолжением «Человека из стали» (2013), но в итоге превратился в пародию на все существующие стереотипы о героях комиксов. Начав свое киноповествование с затертой до дыр сцены, где жестокий преступник убивает на глазах Брюса Уэйна (Бэн Аффлек) родителей, Зак дал зрителям вполне понятный «месседж»: «Ребята, здесь вам думать не придется. Пожалуйста, не надо! Папа разотрет все в пюре и накормит вас с ложечки».

Беда фильма за 250 млн долларов заключается в том, что даже малую толику из этой суммы не захотели отдать сценаристам. А им просто было лень перелопатить подшивки комиксов из 1960-х, где рассказывалось о появлении «Лиги справедливости» (понимаете, откуда у фильма теперь такое название?).

Кадр из фильма / © Warner Bros

Идея свести Мышь и Инопланетянина кажется очень интересной и перспективной, но зачем пытаться усидеть сразу на трех стульях? Знайдер аки стахановец решил сделать пятилетку в три года и в одной ленте задумал совместить сиквел фильма о Супермене, перезапуск истории о Летучей мыши, открытие франшизы «Лиги», да еще и сделал спойлеры к будущим фильмам об Аквамене с Джейсоном Момоа (Кхал Дрого из «Игры престолов»).

Несчастный мальчик-подросток Лекс Лютер, который с облегчением вырвался из-под опеки батюшки в связи с кончиной оного, выступает в этом фильме в качестве этакого демона-кружевника, который сталкивает главных героев.

Они вроде как поделили между собой территорию – один борется с преступниками в Готэме-Чикаго, другой следит за безопасностью граждан в Метрополисе-Нью-Йорке, но для полноценного противостояния в списке взаимных претензий у них что-то не хватает. Здесь-то на арену и вступает коварный гений Александр Лютер в исполнении Джесси Айзенберга (Марк Цукерберг из «Социальной сети»).

Кадр из фильма / © Warner Bros

Генри Кавилл исполнил роль действительно тупого качка, чьи планы по спасению мира рождаются не то что на ходу, а где-то после второго-четвертого удара с противником. Удивительно, как Супермену еще удается работать в газете под прикрытием, ведь в работе журналиста должен быть задействован какой-никакой, но все же аналитический аппарат.

«Луч света в темном царстве» Джереми Айронс, дворецкий Брюса Уйэна, хотя и играет на высоком уровне, но экранного времени ему уделено чрезвычайно мало. Но весь фильм меня не оставляло чувство дежавю – так сильно напоминал он здесь железного Тони Старка и внешностью, и чувством юмора.

Еще одной супергероине – Чудо-женщине – уделили времени и того меньше, но и за этот срок израильтянке Галь Гадот удалось украсть мое сердце, хотя даже в ней я видел отсылки к Ирен Адлер из «Шерлока». Можно без сожалений сказать, что главные герои, особенно Бэтмен, оказались в этой картине не более, чем статистами, а бой их в силу своей предсказуемости был заранее проигран. Воистину говорят, что сначала проблему стоит решать за столом переговоров.

Кадр из фильма / © Warner Bros

В фильме Мышь и Инопланетянин просуществовали ради того, чтобы показать будущую россыпь персонажей из комиксов, которые хочет экранизировать Warner Brothers. Говорят, что в какой-то из сцен даже Флэш мелькнул, но я сбился с подсчета отсылок и камео, простите.

Есть ли смысл упоминать о том, что спецэффекты и графика получились очень достойными, а Снайдер добавил немного красок в свой фирменный неонуарный стиль? Ведь откровенный смех зрительного зала в самых пафосных и серьезных сценах говорит сам за себя.

Спасибо за шутку-сцену с «бабушкиным персиковым соком» – единственный сюжетный ход, который трудно было предсказать. А если у вас есть лишние 2,5 часа – советую провести их с родными и близкими. Эмоциональный фон этого фильма близок к абсолютному нулю.

Максим Кобзев