Египтянин Сейф ад-Дин Мустафа – автор сюжета, который достоин голливудского триллера. Во вторник утром Мустафа захватил пассажирский самолет компании EgyptAir. Взял в заложники пассажиров и членов экипажа – всего 64 человека. Угрожал всех взорвать, если те откажутся выполнять его требования. И хотя воздушный пират оказался сговорчив, пояс смертника муляжом, а власти Египта назвали Мустафу «не террористом, а идиотом», люди действительно могли погибнуть. Так что же это было, и как себя вести, если вам угрожает сумасшедший, расскажет корреспондент «МИР 24» Ирина Кузьминская.
Раннее утро. Аэропорт Александрии. Пассажиры проходят досмотр на внутренний рейс до Каира. Ни каких вопросов и к этому гражданину – рамка не пищит, в сумке ничего запрещенного.
До египетской столицы 50 минут лету. Однако через полчаса, связь с экипажем пропала, а лайнер изменил направление. Позже командир судна сообщил диспетчерам – борт захвачен одним из пассажиров. Он требует держать курс на Турцию, в противном случае угрожает взорвать пояс смертника. Пилоты убедили, топлива мало, до Стамбула не дотянуть, тогда угонщик приказал лететь на Кипр. И в 08:50 по местному времени сели в Ларнаки.
Тем временем в Каире министр гражданской авиации Египта собрал экстренную пресс-конференцию.
«В самолете 56 человек и 7 членов экипажа. Мы не знаем, у захватчика действительно взрывчатка или это муляж. Ситуация очень серьезная, но мы держим ее под контролем, пытаемся понять чего он хочет», – заявил министр гражданской авиации Шериф Фатхи.
А требования летели одно за другим: предать письмо бывшей жене, которая живет в Ларнаке, предоставить политическое убежище на Кипре, выпустить женщин из египетских тюрем, устроить встречу с руководством Евросоюза. Главной переговорщицей стала стюардесса Ясмин Сабль. Именно она уговорила угонщика отпустить большинство заложников.
«Она такая молодец. Мы смотрели на нее, и самим становилось не так страшно. И в воздухе, и потом на земле все долгие часы она улыбалась, носила ему чай, успокаивала его как ребенка, представляете, даже гладила его по руке», – рассказывает пассажир рейса 181.
Ничего личного, только инструкции, говорит консультант по авиаперсоналу Анастасия Казанцева. Реакция на любую критическую ситуацию у экипажа до автоматизма доведена. Даже если захватчик в кабине, пилоты сумеют передать шифровку.
«Диалог между пилотами и службами управления – это своеобразная азбука Морзе. В деталях, конечно, эти технологии засекречивают. Есть коды определенные, какие слова, что должны обозначать, и что на самом деле имеется в виду», – поясняет консультант по авиаперсоналу Анастасия Казанцева.
Экипаж сработал грамотно, резюмирует эксперт. Но профессионалов рядом ведь может и не оказаться.
Что делать если вас взяли в заложники, а вы не «крепкий орешек»? Вместе с актерами Российского академического молодежного театра «МИР 24» попытался смоделировать ситуацию.
«Всякие обращения либо попытки сравнить с хорошими или плохими будут их только раздражать. Ни уговаривать, ни жалобить нельзя. Нужно выполнять их инструкции», – отмечает специалист-переговорщик Алексей Захаров.
По образованию – психолог. По профессии – переговорщик. На счету Алексея Захарова – десятки освобожденных.
«Проявлять здесь личный героизм нельзя, надо понимать, ты рискуешь не только своей жизнью, но и другими жизнями, поэтому такие действия абсолютно не правильные», – уверяет переговорщик.
Не разговаривать, не смотреть в упор, не показывать слабость и силу, а демонстрировать, вы захватчику не угроза. Любая самодеятельность может вызвать агрессию.
На таком фоне египетский угонщик – «паинька». Но его богатая биография говорит об обратном: 4 судимости кражи, мошенничество, подделка документов, наркотики, побег из тюрьмы.
«Это человек, безусловно, импульсивный, склонный к демонстративным акциям, склонный кипишевать, что называется. Безусловно, такие люди очень опасны, даже если без взрывчатки гонят самолет», – говорит психолог Александр Невеев.
Но Мустафа разрушил стереотипы. Вел себя тихо, подолгу в туалете сидел, даже селфи с собой разрешил сделать. Преступник слева, жертва справа – рот до ушей. Товарищи по несчастью оценили поступок.
«Этот парень-иностранец настолько крут, что не побоялся сделать снимок с человеком, у которого взрывчатка на поясе», – говорит пассажирка рейса 181 Ноха Салех.
Британец Бен Иннс стал мировой знаменитостью, интервью теперь – только ведущим СМИ. По его словам, делая это селфи, он «хотел получше разглядеть пояс смертника и понять, настоящая бомба или нет, ведь это могло пригодиться». Правда, верят отважному Бену не все.
«Не так давно селфимания стала официальным заболеванием, носит статус психической болезни. Получается, что на борту было как минимум двое сумасшедших», – комментирует психолог Александр Невеев.
Блокбастер обернулся комедией – обычное дело, говорит Денис Шубин. И как сам в заложниках был – с юмором вспоминает. А история на весь Советский Союз прогремела, даже кино по мотивам сняли.
1988 год. Город Орджоникидзе, ныне Владикавказ. В заложниках – целый класс. Требование захватчиков – два миллиона в валюте, оружие и самолет до ЮАР.
«Но так как мы уже в 4 классе, немножко географию изучали. На ЮАР мы полностью в отказ, нет, к неграм мы не полетим. У нас было такое миниголосование, начали выбирать страну», – вспоминает бывший заложник Денис Шубин.
Сошлись на Израиле, в заложниках оставили экипаж, а детей отпустили. След на психике, признается Денис, остался: после суток, проведенных в автобусе, этот вид транспорта он не любит.
«Если бы мы были постарше, шрамов было бы побольше. Мне кажется, больше пострадали наши родители, то, что они пережили, за эти сутки, это день на годы», – уверен Шубин.
Преступников под конвоем вернули в Союз и дали по 15 лет. Ждут на родине и Мустафу. И хотя заложников отпустил, добровольно сдался, да и пояс смертника – всего лишь муляж, сделанный из чехлов для смартфонов, срок он получит немалый.
Угон самолета произошел в тот самый момент, когда в Москве начали обсуждать возможность восстановления авиасообщения с Египтом. Ранее Каир пообещал значительно усилить меры безопасности в аэропортах, но теперь эти заверения выглядят не слишком убедительно.
Вклад туристической сферы в ВВП страны – более 11%. Она дает работу почти четырем миллионам египтян. Россиян же в лучшие времена сюда приезжало до 3 миллионов человек в год. За одни сутки каждый из них в среднем тратил более полусотни долларов. Только в 2014 году они оставили на местных курортах 2,5 млрд долларов.
Едва ли запрет на полеты обрадовал и самих россиян. Ведь до последнего времени египетские курорты уступали по популярности только турецким.
«Возвращения Египта ждут в первую очередь туристы. По всей стране. Я бы даже сказала, с нетерпением. Потому что это направление самое дешевое. Всегда было, и вряд ли после открытия оно сильно подорожает. Ждет и бизнес, еще и с той точки зрения, что туроператоры на вывозе туристов, когда прекращено было авиасообщение, туроператоры вывозили всех за свой счет. И потери оцениваются примерно в полтора миллиарда рублей, есть разные оценки. Звучало, что эти суммы им будут компенсированы. Но в связи с экономическим кризисом видимо этой компенсации так и не произошло», – заявляет исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.
Россия пока не собирается отменять запланированные на апрель проверки безопасности аэропортов Египта. Об этом заявил министр транспорта Максим Соколов. Хотя уже появились комментарии экспертов, призывающих не торопиться с возобновлением авиаперелетов: мол, ставки слишком высоки.
«Если мы говорим о том, что Египет нужно спасать, для этого есть экономические политические механизмы, которые находятся в руках у правительств двух государств. Граждане не являются инструментом или разменной монетой такой политики. Сегодня ничего важнее, чем жизнь и здоровье граждан РФ, нет. Это закреплено в Конституции Российской Федерации», – подчеркивает депутат Госдумы России, эксперт в области радиационной, экологической и промышленной безопасности Максим Шингаркин.
Напомню, самолеты из России в Египет не летают уже почти пять месяцев. Российские власти ввели запрет после теракта в небе над Синаем. Тогда в результате взрыва на борту потерпел крушение Airbus компании «Когалымавиа». Российские туристы семьями возвращались из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. Погибли все члены экипажа и пассажиры. Всего – 224 человека. В том числе 25 детей. Ответственность на себя взяла террористическая группировка «Исламское государство», запрещенная в России.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе