Даром преподаватели

22:07 03/04/2016

В Грузии, похоже, грядут большие перемены в системе образования. Результаты последней аттестации преподавателей шокируют. Подтвердить свои знания не смогли три четверти педагогов. Кто знает свой предмет хуже всего и что с этим делать? Ответы искал корреспондент «МИР 24» Михаил Робакидзе.

Таких, как Марина Авакова, в Грузии можно по пальцам пересчитать. У нее, преподавательницы русского языка, есть сертификат. По сути, доказательство того, что она имеет право преподавать.

Система сертифицирования была введена в Грузии шесть лет назад, еще при Михаиле Саакашвили. Это что-то вроде ЕГЭ, но только для учителей. Даже система оценок аналогична. При максимальных 100 баллах для получения положительного результата необходимо набрать 60.

Экзамены можно сдавать два раза в год – зимой и летом. Проводятся они обычно в аудиториях Политехнического университета. Тесты состоят из двух частей – проверка знаний самого предмета, который преподает учитель, и профессиональных навыков.

Последние результаты чиновников из Министерства образования шокировали: 8 человек из 10 не знают своего предмета.

Всего этой зимой тестирование прошли около 6,5 тысяч школьных учителей. Вот несколько красноречивых примеров. Экзамены удалось сдать только 15% преподавателей грузинского языка и литературы. Чуть лучше результаты у химиков – 17% и физиков – 19%. А вот у учителей по природоведению дела обстоят куда хуже. Лишь 9% подтвердили свои знания. И совсем отчаянная ситуация с математиками: с тестированием справились всего 7%.

Чиновники от образования разводят руками. Говорят, сами не ожидали такого тотального провала. Ведь тестовые задания не выходят за рамки программы средней школы.

«Программа не менялась, мы задания не усложняли. Тесты соответствуют минимальному уровню компетентности, которому должны отвечать наши преподаватели. То, что с естественными науками у нас в стране дела обстоят плохо, это все знают, но даже с гуманитарными теперь уже не ладно», – говорит руководитель группы тестирования Национального центра экзаменов и оценок Софья Долидзе.

Согласно статистике Национального центра экзаменов и оценок, с каждым годом результаты все хуже. И самое главное – учитель, получивший «неуд», продолжает работать в школе. Хотя изначально таких педагогов планировали увольнять. Но если этому правилу следовать, преподавать просто будет некому. Впрочем, директора школ просят не поддаваться панике.

«Очень много случаев, когда преподаватели, которые не сдали экзамены, но прекрасно проводят уроки. А те, кто получил сертификаты, не справляются с уроками в классе. Так что это все относительно», – поясняет директор школы Лариса Меладзе.

Марине Сергеевне, как доктору наук, проходить сертификацию не нужно. Хотя говорит, что для нее тесты как семечки. Она уверена: проблема в том, что многие сегодняшние учителя окончили школу уже после того, как советская система образования была в Грузии окончательно уничтожена. А тогда и требования были строгими, и учебники другими.

«Сегодняшние учебники – это сплошной сумбур. Вот посмотрите, какие- то главы из алгебры, потом вдруг перескакивают на геометрию, затем все это забрасывается, и начинается статистика. Неопытный учитель при всем желании не сможет охватить такой расклад и систематизировать методику», – говорит преподаватель математики Марина Кикодзе.

Выпускница МГУ, она много лет читала лекции по дифференциальным уравнениям на физфаке Тбилисского университета. В конце 70-х вернулась в родную школу. От официальных учебников давно отказалась. Пользуется собственными задачниками. Материала за полвека набралось больше чем надо.

Но не в одних учебниках дело. В педагогические ВУЗы абитуриенты не спешат: конкурса практически нет. Профессия школьного педагога давно перестала быть престижной.

Лекция в Руствском университете. Профессор Майя Чечелашвили рассказывает будущим учителям об основах коммуникации. Говорит, что необходимо воспитывать новое поколение преподавателей, которые сами будут заинтересованы учить и учиться. А для этого помимо знаний необходимо обеспечить педагогов достойной зарплатой.

«Нужно срочно поднять зарплату педагогам в 10 раз, чтобы у них была заинтересованность. Голодный учитель не может воспитывать достойное поколение. И если будет материальное стимулирование, то и студенты совершенно по-другому станут относиться к своей будущей профессии, и работа в школе станет престижной», – считает профессор Майя Чечелашвили.

Экзамены для педагогов – возможность изменить свою зарплату. Хороший результат – плюс 80 долларов. Преподавательница русского Марина Авакова смогла так увеличить семейный бюджет.

«Эта надбавка выплачивается сертифицированным учителям, и мы вместе с этим получаем статус старшего преподавателя. Я, конечно же, рада, было бы хорошо, чтобы все учителя получали надбавку», – поясняет учитель русского языка Марина Авакова.

Но все равно выходит не слишком много: в сумме – 220 долларов. В среднем же школьный учитель в Грузии получает 110 долларов в месяц при нагрузке 36 часов в неделю. Этой суммы хватает разве что на еду и на транспорт. Для сравнения: у сотрудников Министерства образования минимальная зарплата – 400 долларов. А депутаты парламента получают в 10 раз больше учителей.