Тоталитарная ловушка

21:59 10/04/2016

В последнее время на фоне кризиса в России заметно активизировались секты. В одной только российской столице, говорят ученые-религиоведы, рост активности – 30%. Возрождаются даже, казалось, забытые псевдорелигиозные течения. И вот доказательство. В начале недели в Москве, Петербурге и Ленинградской области прошли обыски по двум десяткам адресов. Полицейские пытались выйти на след «Аум Сенрике» - очень опасной секты. Это все про нее: тоталитарная, экстремистская, террористическая. За 30 лет существования только в России, по данным Генпрокуратуры, от ее деятельности пострадали больше 20 тысяч человек. Кто попадает в тоталитарную ловушку? Корреспондент «МИР 24» Маргарита Гырылова изучила тему.

Грибы и бинты, японская литература нужны для ритуалов. Как считают полицейские, эта съемная квартира стала явочным местом для сектантов. Здесь они молились, здесь же, говорят соседи, проводили свои таинственные обряды.

Почти украдкой, в основном, ночью люди шли за духовным развитием в квартиру с опознавательным знаком. Сейчас там никого нет. Всего таких адресов 11 в Москве и еще 14 в Санкт-Петербурге. Облава началась сразу после того, как в Черногории сначала арестовали 55 граждан России, а потом выдворили за пределы страны. По данным спецслужб, туда россияне летали на слет адептов «Аум Синрике», посвященный 21-й годовщине терактов в токийском метро.

Токио. 1995 год. Сразу на пяти станциях метро газовая атака. Зарин. Отравляющее вещество. Действует моментально. Если не убивает, то лишает зрения, либо парализует. Тогда в 95-м 6 тысяч пассажиров обратились к врачам за помощью, 13 человек погибли.

Теракт устроили адепты «Аум Синрике». По велению своего гуру. Так Секо Асахара репетировал конец света. Он хотел еще больших жертв – собирался распылить зарин с воздуха. Но узнал, что полиция готовит обыски, решил действовать на опережение.

11 лет Сека Асахара зомбировал людей. Его адепты не спали неделями. Жили под землей. Учились дышать в воде и носили электрические шлемы. Истязали себя ради просветления, которое им обещал мастер.

«Он взял что-то из буддизма, индуизма, прочитав Библию, он подумал – как классно. И написал книгу «Называю себя Христом». Он вкладывался в религию, но религиозным человеком не был. Он делал бизнес на себе. Если волосок с бороды гуру ты завариваешь в чай, к тебе приходит неведомая сила. Волос с бороды он мог продавать в немереных количествах. Плюс ко всему любой сеанс общения. За полчаса люди отдавали бешеные деньги», – поясняет преподаватель японского языка и страноведения факультета психологии МГУ Александр Раевский.

Вкрадчивую речь харизматичного японца как завороженные слушали в Германии и США. Но с особым чувством в России. Он несколько раз прилетал в Москву. Читал свои проповеди в Олимпийском. Всего в России было 50 тысяч адептов. У Асахара (даже после его ареста и смертного приговора, который до сих пор пока не приведен в действие) это был самый многочисленный, и, как оказалось, самый преданный филиал.

«Именно россияне поехали освобождать, не японцы, а наши. На черном рынке напокупали автоматов Калашникова и поехали во Владивосток, чтобы на пароме переплыть в Японию. Там их задержали, а так бы они постреляли, освобождая учителя», – рассказывает член Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ Игорь Иванишко.

По разным оценкам, в России от 3 до 5 тысяч сект. Мелких и больших. Но главное их сходство – лидеры, которые богатеют за счет адептов. Бог Кузя буквально купался в деньгах. При обыске у него нашли 240 млн рублей и еще 150 тысяч долларов. Обманутые слепо платили за подозрительное исцеление. Бывало, Кузя бил людей плетками. Вот фрагмент диктофонной записи.

Ученые-сектоведы составили список тоталитарных объединений, т.е. особо опасных. В России таких четыре сотни. И их число растет. Особенно, в кризис. Так, например, было в лихие 90-е.

«90-е годы – это то время, когда еще не был заполнен духовный вакуум. Те организации, которые были на западе запрещены, хлынули к нам, причем некоторые из них были в предстартовой готовности. В 88-89 годах уже знали о том, что будут изменения в самой крупной стране мира, а это прекрасное пространство для распространения своего учения», – поясняет Иванишко.

Сергей два года назад похоронил жену. До сих пор переживает. Лицо просит не показывать. В трагедии винит сектантов.

«Взволновано все время себя вела, думала, что ее преследуют. Мы уже посовещались с ее родителями, что утром надо психиатра на дом вызвать, потому что странное уже поведение. Легли все спать, а ночью пока все спали, она встала и вышла в окно», – рассказывает вдовец Сергей.

Его жена тяжело переживала профессиональный кризис. Понизили на работе. Началась депрессия. Нашла в интернете психолога, потом выяснилось, бывшего железнодорожника. Два года ходила к нему на тренинги. За одно занятие отдавала 8 тысяч рублей.

«На протяжении всего тренинга он говорит, что во всех бедах виноваты родственники. Нанесена травма, которую надо вспоминать, переживать и оплакивать. Вот оплатите, и все будет хорошо», – рассказывает вдовец.

Сергей пытался судиться. Но пока безрезультатно. Закрыть секту и доказать ее вред, практически невозможно, говорит психолог Алина Виноградова. Главная загвоздка – доказать факт внушения.

«Что такое психологическое насилие? Этот термин существует, но еще не вступил в полную силу. Нет практики. Надо, чтобы было четко прописано. Какие стадии, как влияет насилие, юристам нужна линейка, по которой могли бы измерить», – считает психолог Алина Виноградова.

Наиль из Петербурга из-за секты потерял семью. Жена ушла к адептам Ноосферного образования. Забрала с собой четырехлетнего сына. И подала на развод.

«Моя супруга была вовлечена в кризисный момент. Когда родился ребенок, мы занимались переездом, я тратил много времени на ремонт, и вот свято место пусто не бывает», – говорит Наиль Насибулин.

В эту же секту попала и родная сестра Наиля. Ради личностного роста даже оставила троих детей. Живут адепты по строгим правилам. Беспрекословно выполняют советы гуру. Не принимают антибиотики, не делают прививки.

«Сестра приезжала в роддом и видела сигналы из космоса, она уверяла, что ей поступил сигнал, что от моего сына заявка на тот свет подана. Вот-вот и он умрет, и потому из роддома надо уходить. Вот тогда я понял, что что-то совсем неладное происходит», – рассказывает Насибуллин.

С этим «неладным» решено бороться на государственном уровне. Сейчас в Госдуме разрабатывают законопроект. Ученые-сектоведы тоже в этом участвуют. Хотят запретить пропаганду оккультных учений на улицах и по телевизору. Но пока не ясно, когда этот законопроект будет готов. И тем более, когда он заработает.