Мировой юбилей. 55 лет назад в космос отправился Юрий Гагарин. Тогда центр управления полетом умещался за несколькими столами, а траекторию корабля «Восток» рассчитывали при помощи компьютеров на лампах, логарифмических линеек, карт СССР и глобуса. Корреспондент «МИР 24» Дмитрий Барбаш разыскал первый секретный ЦУП.
В машине «Урал» программу и данные вводили с помощью накопителя на магнитной ленте. И это вместо привычных флеш-карт и без монитора. Но так в 1961 году и выглядели самые современные по тем временам компьютеры. Магнитофонная и фотопленка, перфокарты, лампы. И самые точные, космические расчеты.
«Самый первый, предсерийный экземпляр был поставлен в КБ Королева именно для расчетов, связанных с запуском космических аппаратов. Начинались расчеты буквально с электромеханических машин. И был огромный коллектив расчетчиков, которые вручную рассчитывали возможные траектории», – рассказывает старший научный сотрудник Политехнического музея Марина Смолевицкая.
В здании первого ЦУПа в Московской области 12 апреля 1961 года тоже рассчитывали траекторию полета Юрия Гагарина. Сейчас оно закрыто, там идет ремонт, военные все равно не афишируют его точное местоположение.
Они снова сидят за одним столом. Как тогда, в 61-м. Только вместо военной формы – гражданские костюмы. Офицеры четвертого, того самого, секретного НИИ Министерства обороны. Все они – участники гагаринского старта. Сегодня они с улыбкой вспоминают, как обеспечивали полет первого человека в космос. ЦУП 12 апреля 1961 года выглядел примерно так: стол, бумаги, карты и большой глобус.
«Комната была оборудована телефонной, телеграфной и другими видами связи. В основном работа шла по картам Советского Союза. Из техники там один глобус стоял, который позволял при определенном наклонении показывать, как меняется», – вспоминает генерал-майор, доктор технических наук, профессор Эдуард Алексеев.
Мария Ивановна тоже определяла траектории полета ракет. Только на Байконуре. Сегодня она вспоминает: для нее космос начинался с армейских палаток в продуваемой всеми ветрами казахской степи. Потом – офицерское общежитие. Работать приходилось в душных помещениях с утра до вечера.
«На логарифмических линейках считали. Потом нам арифмометры привезли. А песок какой! Мы платками лицо закутывали и шли на работу. На работе сидели, не было кондиционеров, вентиляторов не было, они потом появились. Мы платочек мочили водой и прикладывали к себе, чтобы не так жарко», – поясняет ветеран космодрома Байконур Мария Яроцкая.
А еще над их работой долгое время висел гриф «секретно». И о том, что именно они обеспечивали первый полет человека в космос, эти люди смогли рассказать спустя только десятки лет.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Космос