На этой неделе «Современник» отпраздновал 60-летие. Его основали в 1956 году молодые актеры. Рождение театра «Современник» – это одновременно и рассказ о том, что театры, как живые люди, то есть рождаются они только естественным путем и невозможно сказать: да будет театр? По щучьему велению, по моему или чьему-либо другому хотению театры не рождаются. Можно его учредить, конечно, и таких примеров уйма, но это все – мертворожденные театры. А «Современник» театр живой, и сегодня, спустя 60 лет, по-прежнему живой, запала хватает до сих пор, отмечает культурный обозреватель «МИР 24» Григорий Заславский.
С другой стороны, история рождения «Современника» – это настоящий авантюрный роман, потому что официально никак невозможно было тогда оформить рождение нового театра и тогдашний директор МХАТа предложил оформить молодых актеров как бригаду шабашников.
Потом появилась студия молодых актеров, потом уже театр «Современник», а ровно 60 лет назад, в середине апреля 1956 года, они показали впервые спектакли по «Вечно живым» Виктора Розова. Еще одно важное обстоятельство – каждому настоящему большому театру непременно нужен свой драматург. Для «Современника» им стал Розов, даже когда театр решил обратиться к классике, именно Розов написал для них инсценировку «Обыкновенной истории», и за этот спектакль театр впервые был удостоен Государственной премии.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Москве пройдет акция «Ночь в театре»
Всякий настоящий новый театр, великий театр, большой и еще раз скажу, настоящий, непременно нуждается в идеалистах, и без идеализма появиться не может.
В истории «Современника» было все: и клятва в верности новому театру, которую дали на Ленинских горах и расписались кровью Олег Ефремов и Игорь Кваша, и собрания, на которых складывали полученную зарплату обратно в общий котел и делили заново, по совести, и устав, по которому жили... Погружаясь во все эти подробности жизни и театрального быта «Современника», только и понимаешь, что такой замес может помочь жить в искусстве и 10, и 20, и вот уже 60 лет.
Спасибо Олегу Ефремову, который сперва породил этот театр, потом, правда, когда его позвали во МХАТ, попытался убить, но не вышло. Театр выстоял, выжил и зажил новой жизнью, под руководством Галины Волчек.
К 60-летию труппа выпустила спектакль с длинным названием «Скажите, люди, куда идет этот поезд…» по пьесе молодого драматурга Анны Батуриной. Это история любви, которая разворачивается сразу после войны, но война тенью лежит и на жизни героев, и на всем, что происходит в этой истории, война вроде бы в прошлом, но она не отпускает людей... Так "Современник", можно сказать, отдает поклон своему началу – ведь первым спектаклем, который сыграли 15 апреля 1956 года были «Вечно живые», где война – полноправный герой и, конечно, антигерой, война проявляет в одних лучшее, в других худшие стороны.
«Тут основная тема – что, несмотря ни на что, всегда надеемся, и эта есть черта характера во всех людях, и в нашем народе, который всегда проходит через какие-то очень сильные (потрясения), но не только наш, но в данном случае, в нашем характере всегда есть то, что человек всегда все преодолеет и всегда будет верить во что-то светлое и лучшее», - говорит режиссер-постановщик Марина Брусникина.
«Современник» – это театр, история которого еще не написана, хотя вышли книги мемуаров Игоря Кваши и Галины Волчек и уже около десятка книг Табакова, этот театр еще ждет своих историков и исследователей, секрет его молодости и жизни еще не раскрыт.
Подробнее в сюжете: Театр
- Иммерсивный спектакль по мотивам пушкинского «Моцарта и Сальери» показали в Русском доме Еревана
- Новая «Снегурочка» в Большом театре: чем удивит зрителей хореографическая сказка от балета «Кострома»?
- Премьера Мариинского театра Владимира Шклярова похоронили в Санкт-Петербурге: с ним попрощались овациями