Клименко: при регулировании Рунета ни один блогер не пострадал

16:06 26/04/2016

Один из самых успешных представителей российского IT-рынка Герман Клименко с начала года занимает пост советника при президенте по вопросам интернета. За непродолжительное время Клименко стал одним из самых обсуждаемых в России чиновников. Так, бизнесмен выступил с рядом неожиданных предложений, в частности, предложив изолировать Рунет от Всемирной паутины. «МИР 24» побеседовал с советником президента и узнал о его видении современного рынка и будущего российского сегмента Интернета.

Вы почувствовали кризис? Следили за котировками нефти?

Сама индустрия почувствовала, наверное, о по сравнению с другими у нас все хорошо. А так как ничто человеческое нам не чуждо, то если у соседа хуже – нам лучше. С одной стороны, есть проблема, так как изменение курса доллара, действительно, резко изменило привлекательность работы за рубежом для программистов. Это наша основная сила. С другой стороны, производство мультфильмов стало гораздо выгоднее, чем во всем мире. Стало поступать много заказов сейчас.

Но необычное состояние. На мой взгляд, как я могу наблюдать со стороны реального сектора, в Интернете все хорошо. Нельзя сказать, что мы не почувствовали, но по сравнению со строителями, например, сравнивать даже нечего.

Интернет растет по итогам прошлого года?

Да, 20–30%. Нужно понимать, что тут важна динамика. У нас все нормально, у нас не дегенеративная история. Сервисы растут, рекламодатели тоже растут. Есть некая особенность: кризис всегда приводит к увеличению Интернета. Люди начинают экономить, у них появляется разум.

Себестоимость нашего продукта стала дешевле, как это влияет на конкурентоспособность на мировом рынке?

Например, работа самого мультипликатора с изменением курса в два раза, стала выгоднее, чем в Китае или Индии.

Интересна электронная коммерция. Здесь, наверное, все заметили, приток из оффлайна в онлайн. Насколько эта тенденция сохраняется?

Катастрофично. На нашем ритейле через несколько лет можно будет ставить крест. На конец года в Россию будет заходить по миллиону посылок в день. Для понимания, это 30 крупных наших ритейлеров. Вопрос того, хорошо это или плохо – спорный.

Обсуждается проект русского Alibaba, чтобы создать у нас подобную площадку. Может ли это работать и сколько нужно времени?

Это очень хорошая тема. У нас есть китайский Alibaba, где по миллиону посылок в день. У нас есть два варианта: либо мы ничего не производим, либо кто–то семь лет назад запустил историю с импортом, но забыл про экспорт. Дебет есть, а кредита нет – парадоксальная история. Наша цель не создать русский Alibaba, а чтобы из России вывозились товары на миллиарды. Даже самовары и матрешки - это не смешно. Мы оценивали экспорт ножей – это 100 миллионов в год. Если есть экспорт, есть куда развиваться.

Обсуждается тема, нужно ли регулировать кроссборд?

Это спорная такая тема, много обсуждаемая.

В Беларуси есть опыт…

Да мы следим внимательно. Разговаривали с таможенниками, они не смогли дать пока цифры, так как запустились 14 апреля. Они повторили систему, которую запустила Бразилия. В Бразилии кроссбордер уменьшился на 80 %. Плохо или хорошо? Мы упираемся в тему, нужны ли нам десятки тысяч киосков. С точки зрения экономики, они дают рабочие места, рядом с ними создаются сосисочные и так далее. С одной стороны, можно подумать, что там завышена цена. Но с другой - наценки создают дополнительные места.

Если принять за образец белорусскую модель, что мы выиграем и что проиграем?

Неизвестно, так как мы не видим пока результатов. Таможенники говорят, что должен пройти месяц. Утверждают, что появились услуги из России в Беларусь. Можно отрегулировать все. Ввести плату. Можно поступать, как Германия - 8 евро с каждой посылки, если это не налоговый агент. Способов бесконечное количество. У нас прошли четыре рабочие площадки. Наше общество не может само решить, что хочет сейчас, потому что мы сильно выросли. Если раньше мы были ил «за» или «против», то теперь есть внутренние противоречия.

*Еще одна тема это пиратство. Есть какие–то подвижки с точки зрения авторских прав? Постоянно появляются новости, что закрывают какой–то сайт. Это реально работает? *

Я разговаривал с Александром Цекало, когда они выпускали сериал. Они, действительно, сидели с Роскомнадзором и быстро убивали распространите информации с нарушением авторских прав. Они утверждают, что у них небывалые рейтинги, и это сказалось на выручке.

Надо понимать, с чем мы боремся: мы хотим, чтобы не было бедных или богатых? Можно сказать, что законодатели подливают масло в огонь неудачным решениями, не договариваясь с индустрией. История с блокировкой привела к тому, что тема бесконечно пиарится. Сама история с авторскими правами – абсолютно права. С ней многие страны борются. Но чем лучше дела в экономике, тем лучше дела у автора.

Авторы стали больше получать?

Да.

А скачивание очищенного контента?

Да развивается. Как только рынок цивилизуется, все становится хорошо.

Можете очертить грань до которой может дойти госрегулирование? И с какими странами это можно сравнить?

Мы не знаем, куда дойдет, есть мировая практика. Был недавно один хороший доклад. Много разных экзотических способов, но все ведет к тому, что виртуальные границы все–таки будут. Когда это произойдет и насколько регулироваться это будет, неизвестно. Можно утверждать, что до варианта Северной Кореи мы не дойдем.

У меня как у пользователя возникают вопросы. После того, как появляются сообщения, что есть предложения запретить определенные сайты...

Я понимаю, о чем вы говорите. Предложения - это предложения. Это, конечно, важно. Было, например, предложение регулировать блогеров. Это такой шумный большой класс, разговоров было много. На текущий момент ни один блогер не пострадал. У нас большая страна. У нас люди разные. Депутаты разные. Иногда они выступают со странными предложениями. Основная наша задача – это работать с обществом, воспитывать его.