В центре Москвы, на Покровском бульваре, сносят бывшую Таганскую АТС – серое кубическое здание с очень узкими вертикальными окнами. И уже сегодня есть москвичи, которые считают эти действия варварством – уничтожением редкого памятника эпохи конструктивизма.
Ломать будут всю неделю. Об этом сами строители сообщили неравнодушной публике. Всю нынешнюю неделю – Страстную, вызывая печальные и не самые нужные ассоциации. Коробка здания уже покрыта зеленой строительной сеткой и обнесена лесами. Но ремонтировать никто не собирается.
Утром в среду на верхнем этаже главного фасада появился просвет – свидетельство начала разборки этого фасада вручную. Активная фаза сноса началась в воскресенье, когда экскаватор с гидравлическими «клещами» бойко откусил большой кусок задней стены. Потом характер работ изменился – возможно, в связи с тем, что общественность стала мешать, митинговать, вызывала полицию и прессу.
Двигатели прогресса и его жертвы
В этом здании 1929 года постройки располагалась одна из первых в Москве и СССР автоматических телефонных станций – таких, благодаря которым граждане перестали кричать в трубку «Барышня, дайте мне 23-24!», а принялись набирать номер на диске. Сегодня и дырчатый диск - тоже уже история.
Очень узкие вертикальные окна, разрезающие фасад дома №5 по Покровскому бульвару, кажутся странными. Но они были очень полезны: защищали металлическое оборудование телефонного узла от солнечного перегрева и при этом давали достаточно света.
В начале века нынешнего произошла научно-техническая революция в области связи. Как рассказал жителям представитель застройщика, вице-президент компании «Лидер Инвест» Игорь Юдовский, теперь все оборудование, которое заменяет АТС «и еще несет массу других функций, включая интернет, полностью помещается в маленькой комнатушке».
Многие десятки зданий телефонных станций перестали быть нужными МГТС. И 159 коробочек были проданы АФК «Система», некоторые из них уже снесли.
Снос вполне законный, документы есть, охранного статуса Таганская АТС не имеет. Кстати, в феврале этот вопрос решался в Москомнаследии, но проведенная экспертиза отказала в присвоении статуса памятника. АТС недобрала баллов по новой системе оценки – получила только 176 из 200 необходимых, то есть, немного, вообще-то, недобрала.
Не только лепнина бывает красивой
Вопрос достаточно острый и непростой. Вроде бы, здание – серый куб. Мало того, он бетонный. С общей «консервативной» застройкой Покровского бульвара это здание и впрямь несколько диссонирует. Наконец, раньше на его месте находилась одна из городских дворянских усадеб XVIII века, которую, как водится, большевики снесли.
Теперь на месте АТС планируется возводить «апарт-отель с подземной автостоянкой». Об этом извещает плакат с рисунком. Изображенное будущее здание имеет семь этажей, окрашено в желто-зеленые тона.
Кстати, у него тоже «узкие и высокие» окна, хотя и не такие узкие, как у телефонного узла.
Можно даже углядеть тут некую «преемственность»: так бывает в наши гуманистические времена, когда новое здание в чем-то напоминает снесенное. Будет своего рода «отель «АТС» - ну, а на угол бульвара и Казарменного переулка он станет выходить округлой «башенкой с часами».
Тем не менее, нашлось не так уж мало москвичей, которые отказываются принять такую «эстетизацию», считая ее варварством. Они напоминают, что Таганская АТС – хоть ей и отказали в охранном статусе - по сути, все равно, является памятником. Эпохи конструктивизма – взлета раннесоветской архитектуры.
Действительно, возможны очень разные взгляды на «серый куб» - кстати, есть неплохие снимки Таганской АТС с высоты. В нем просматривается некий «суровый стиль», представление о «полете человеческого духа» во времена революций и невзгод.
Можно вовсе не разделять «радикального гуманизма» 1920-х годов, представления о великой миссии «нового человеке», освобожденного от Бога и предрассудков. Далеко не факт, что их разделял и сам архитектор Таганской АТС Василий Мартынович (1871-1933), который не снискал достаточной известности, чтобы сохранилась память о его личности и взглядах.
Можно не любить – и даже очень не любить ту эпоху. И при этом вполне возможно очень ценить ее памятники. И уж во всяком случае, не желать их утраты – а зданий в стиле конструктивизма осталось очень мало.
«Промышленный стиль» против «староусадебного модерна»
Вот два полярных мнения, которые были высказаны народу непосредственно на месте. Один из спикеров – вице-президент «Лидер Инвест» Игорь Юдовский.
«Исходя из архитектуры данного здания, его перепрофилирование было достаточно затруднено, я бы сказал, невозможно, - рассказал Юдовский. - В принципе, мы такое исследование пытались делать, компания проводила архитектурный конкурс».
Застройщик отказался от сохранения здания «во-первых, исходя из его явного промышленного назначения, и, во-вторых, из того, что оно уже ветхое, и есть вопросы работоспособности конструкции».
«Одним из самых главных минусов» здания Юдовский назвал «выходящие на Покровский бульвар высокие и узкие окна-бойницы, которые какое-то назначение, кроме промышленного, вроде жилого дома или гостиничного комплекса, делают практически невозможным».
Будущее здание отеля Игорь Юдовский охарактеризовал как «полностью сделанное в стилистике окружающей застройки». «Фактически это староусадебное большое здание в стиле конца XVIII – XIX веков», - подчеркнул представитель застройщика.
Категорическое несогласие с этим выразил член совета ощественного движения «Архнадзор» Никита Иноземцев. Он убежден, что здание необходимо сохранить в полном объеме, поскольку оно является ценным элементом городской среды.
«Все доводы, что данное здание не вписывается в окружающую среду или диссонирует с общим обликом Покровского бульвара – это отговорки, используемые, чтобы осуществить здесь большую по площади застройку», - подчеркнул общественник.
«Здесь есть здания, построенные в раннесоветское время, и с ними здание АТС вполне гармонирует, - рассказал Иноземцев. - Оно грамотно вписано в линию Покровского бульвара. Застройщик предлагает здание в стиле псевдомодерна, но модерна здесь никогда не было, здесь господствовал классицизм».
Никита Иноземцев выразил уверенность, что бывшую АТС «легко было бы приспособить под любые нужды, было бы желание». «Наблюдая процесс сноса, мы можем четко видеть, что тяжелая техника едва справляется со стенами, - рассказал он. - Здание было законсервировано, у него была кровля, и никаких повреждений, которые могли бы нарушить конструктивные элементы, зафиксировано не было».
Действительно, первый советский железобетон, судя по всему, крепкий. Общественник считает необходимым «срочно созвать научно-методический совет и рассмотреть заявки, которые поступали в Москомнаследие, с точки зрения сохранения данного здания».
Опять у нас ломают!
В защиту Таганской АТС высказались более 30 экспертов – архитекторов и значимых фигур в архитектурном сообществе. На Покровском бульваре состоялись два народных схода. На них высказались – очень решительно – депутаты муниципальных собраний Басманного и Таганского районов Евгений Будник и Илья Свиридов, депутат Госдумы от партии «Справедливая Россия» Александр Агеев.
Многие жители высказывают недовольство разными аспектами дела. Например, тем, что будущий отель окажется гораздо объемнее АТС и увеличит также автомобильный поток в центре столицы. Упоминается и то, что его архитектором является Александра Кузьмина, дочь многолетнего главного архитектора Москвы.
Напоминают, что не были проведены обещанные публичные слушания. Да и просто зреет недовольство тем, что в историческом центре опять ломают и строят новоделы.
Продолжается сбор подписей москвичей, число которых далеко перевалило за 30 тысяч. Во вторник с самого утра подписи на объемистом бумажном носителе были сданы в столичную мэрию.
Как напоминает Никита Иноземцев, «существуют прецеденты, когда здания ставились на охрану даже после того, как застройщики успевали им причинить существенный ущерб». В качестве примера он привел дом Болшевской трудовой коммуны в Королеве.
Леонид Смирнов