Космонавт-испытатель: У «Восточного» случился «генеральский эффект»

17:21 27/04/2016

О том, из-за чего мог отмениться первый запуск, «МИР 24» поговорил с ведущим научным сотрудником Института Истории естествознания и техники РАН, космонавтом-испытателем Сергеем Кричевским.

– Итак, столько подготовки, на космодром прибыли лица государства. И вдруг отмена. По Вашему мнению, что могло стать причиной?

Сергей Кричевский: Ну, это понятно. Новый объект, новая техника, известный «генеральский эффект». Поэтому это, наверное, было бы чудо, если бы все получилось. И я сегодня рано утром не спал, ждал, потому что для меня этот космодром дорог. Я в Благовещенске учился, оканчивал школу, оттуда ушел в летное училище, а потом отряд космонавтов и так далее. Родные места практически. И чуть-чуть на начальном этапе удалось инициировать эту идею. Конечно, тысячи людей работали, ждали, и, конечно, вся страна ждет, и мы все надеемся, что получится. Ну, не с первой, так со второй попытки.

– Предварительно, новый запуск намечен на завтрашнее утро. Как Вы считаете, специалисты успеют устранить все неисправности?

Сергей Кричевский: Техника очень сложная, и было бы чудо, если бы сразу пришли и раз, все сразу заработало. Вряд ли вы дома, например, сразу почините сантехнику или электропроводку. Я думаю, что все закономерно, все найдут, устранят и исправят. И дай Бог, я надеюсь, завтра все получится. Что касается отведенного времени – сутки на устранение неисправностей, то, наверное, повезет. А даже если и не получится, то все равно когда-то наступит момент, когда все совпадет, и ракета стартует.

– Теперь поговорим немного о самом космодроме «Восточный». О том, что это крупнейший национальный проект, ранее заявил президент Владимир Путин. В чем уникальность новой площадки по сравнению с другими космодромами?

Сергей Кричевский: Во-первых, она на востоке, и мы понимаем, что Дальний Восток может быть будущим нашей страны. Второе – то, что он национальный с международным аспектом проект, который может не только поднять регион, и промышленность, и науку, и образование, и культуру, но и обеспечить новую площадку России для выхода в космос. Ведь это было уже вынужденно, поскольку Байконур оказался в такой ситуации. Сожалею, что распался Советский Союз. Если это была единая страна в этом пространстве, то можно было бы модернизировать Байконур, и он бы жил вечно. Но как получилось. Уникальность «Восточного» еще и в том, что там возникает возможность построить все по-новому, все с чистого листа, новые технологии, возможность исправить и учесть те ошибки, тот опыт, который был при строительстве и эксплуатации предыдущих космодромов. Более того, здесь есть возможность совершенно по-другому выстроить будущую деятельность. Я сейчас занимаюсь экологией, должен сказать, что на данный момент у меня есть идея фикс – «зеленая» космонавтика. Чтобы когда-то и космонавтика стала экологичной.

– Что касается Байконура, у России действует договор об аренде этого космодрома до 2050 года. Как Вы считаете, будет ли необходимость продлевать его далее после того, как запуски с «Восточного» встанут, так сказать, на поток?

Сергей Кричевский: Я бы сказал, это дело и политики, и технологий в будущем. Жалко терять Байконур – это все-таки наше достояние в общем пространстве страны и тех людей, которые занимались космонавтикой. Если «Восточный» со временем примет на себя все проекты и всю возможность, то почему бы и нет. Но мне кажется, что все-таки будет сотрудничество уже в другом формате.

– Пилотируемые пуски намечены с «Восточного» на 2023 год. Не хотели бы Вы стать первым, кто отправится в космос именно оттуда? Или все-таки это уже дело молодых?

Сергей Кричевский: Я, конечно, могу, и честно, хотелось бы. Тем более я единственный, кто из Амурской области вышел и вошел в отряд космонавтов. Но дальше, к сожалению, не получилось. У нас у многих не получилось летать по разным причинам. Конечно, хотелось бы, но сейчас это дело молодых ребят. Я думаю, найдутся те люди, которые смогут это сделать. Есть опытные космонавты. Наверное, первый полет все-таки будет сделан опытным экипажем. Пожелаю успехов, и чтобы космодром наш действительно заработал и дал новые импульсы для развития космонавтики не только для Дальнего Востока, но и для всей страны.