Сегодня в России отмечают День парламентаризма. 110 лет назад в Петербурге начала работать Государственная дума. Депутаты заседали в Таврическом дворце, поэтому и основные праздничные мероприятия проходят там. Вечером состоится органный концерт. Об уникальном инструменте, который зазвучит для гостей и ценителей музыки, узнал подробнее корреспондент «МИР 24» Александр Бережной.
Орган всегда проектируют под конкретное помещение. И половину красоты звука дает правильная акустика, объем зала. Когда именитый исполнитель Хуан де ла Рубиа впервые прикоснулся к клавишам, он понял: трубы и стены нашли друг друга, это один из лучших инструментов в мире. С тех пор испанец почетный органист Таврической капеллы.
«После я был здесь два-три раза и каждый раз я открывал что-то новое в этом органе. Но не так, как в первый раз. В первый раз тратишь много времени. А потом уже обращаешься к нему как к другу «Как дела? Все в порядке? Ну, тогда давай начнем», - говорит органист Хуан де ла Рубиа.
В 1800 году из этого зала демонтировали орган, который играл еще при графе Потемкине. После двух веков молчания историческую справедливость решили восстановить. За право изготовить музыкальный инструмент для Таврического дворца боролись многие европейские фирмы. Победили испанцы. Президент международного союза органистов Герхард Гренцинг лично контролировал все работы в Барселоне и установку в Петербурге. В 2011 году был дан первый концерт.
Как именно установить орган в этом зале, решал, в том числе, и Анатолий Погодин. Он же с первых дней заботится об инструменте. Внутри почти полторы тысячи труб деревянных и металлических. Каждую нужно настроить.
Настройка занимает несколько часов. Если ошибиться хоть на долю миллиметра, в звуке органа появится фальшь. Для такого благородного инструмента это недопустимо.
Нижняя нота этого инструмента – 32 герца. Ее почти неслышно, но можно почувствовать всем телом. Самая высокая похожа на писк мыши. Все вместе под руками и ногами музыканта – они дают не похожее ни на что богатое звучание. В купольном зале Таврического дворца его слышно четыре секунды после того, как сам инструмент замолчал. Это еще один показатель эталонного качества.
Отметим, что Хуан де ла Рубиа известен своим индивидуальным подходом: для каждого помещения он выбирает наиболее подходящие произведения. Звук органа в Таврическом дворце музыкант называл «теплым».