Культурная столица СССР: как в Алматы в годы войны снимали кино

14:11 08/05/2016

Алматы в годы войны стал главной съемочной площадкой Советского Союза. В столицу Казахской ССР эвакуировали сотни работников «Мосфильма» и «Ленфильма». Именно там, свои лучшие картины сняли Сергей Эйзенштейн и Всеволод Пудовкин. О том, как жили и работали в тылу, расскажет корреспондент телеканала «МИР 24» Кирилл Харламов.

Эту двухэтажку в центре города называют «лауреатник»: в 1941 году в Алматы эвакуировали знаменитых советских актеров и режиссеров. В этом доме жили Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Борис Бабочкин, Марина Ладынина и многие другие.

«Каждый пытался украсить свое жилище, и великая Любовь Орлова сама шила плафончики на люстру, тем самым внося декорирование в такие серые будни войны», - вспоминает Гульшат Айтиева.

Так Алматы стал центром кинематографии военного времени: красивая природа, теплая погода, а главное - столица Казахской ССР находилась далеко от линии фронта. Все это стало определяющим при выборе места для эвакуированных киностудий.

«Подселяли жителям города в квартиры, дома подселяли эвакуированных. Сорок тысяч человек», - говорит историк, сотрудник музея истории города Алматы Гульмира Билялова.

Снимали, прежде всего, военные фильмы - «Она защищает родину», «Воздушный извозчик», «Жди меня». Здесь были завершены и ранее начатые картины, например «Машенька» и «Котовский».
На этой площади режиссер Иван Пырьев снимал сцены фильма «Секретарь райкома». Виталию Энголи посчастливилось не только увидеть мэтра советского кино, но и поучаствовать в съемках.

«Был там построен полутораэтажный особняк, на котором было написано, то ли управа, то ли еще что-то. Так вот возле этого особняка при скопище людей вешали героя-партизана, роль которого играл Михаил Иванович Жаров, и нас, пацанов, пригласили сниматься в кино по 30 рублей за съемочный день», - рассказал Энголи.

Самой масштабной картиной, над которой работали здесь в военные годы, стала лента «Иван Грозный».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Лица Победы: жители Алматы готовятся к акции «Бессмертный полк»

Режиссер Сергей Эйзенштейн настаивал: реквизиты и костюмы должны быть настоящими и соответствовать времени. Это и церковные одеяния, иконы, кресты. Даже чашу, из которой пьет яд царица, прислали из Москвы.

«Здесь снималось большое историческое кино, и снимал его теоретик, который думал обо всем - это и огромное количество зарисовок, как он строил мизансцену, как строился кадр, но и прежде всего смысловое наполнение», - отметила киновед Гульнара Абикеева.

После войны эвакуированные актеры и режиссеры вернулись в Москву и Ленинград. В Казахстане остались их ученики и коллеги: актеры, режиссеры Шакен Айманов, Мажит Бегалин, Габит Мусрепов. Их работа и послужила развитию казахского кинематографа.

В годы Великой Отечественной войны в Казахстан было эвакуировано больше двух миллионов человек и более сотни предприятий.