Одной из визитных карточек Москвы, наравне с Кремлем, храмом Василия Блаженного, творениями Баженова и Казакова является знаменитый особняк Рябушинского, также известный как Мемориальный музей-квартира А.М. Горького. Это место представляет интерес и как дом, где Горький провел последние годы жизни, и как образец московского модерна, созданный архитектором Федором Осиповичем Шехтелем для семьи Рябушинских – крупных меценатов, купцов, промышленников и старообрядцев.
Двухэтажный «особняк-шкатулка», маленький, но таящий в себе множество поистине сказочных элементов, находится на Малой Никитской, недалеко от Патриарших, и кроется в листве сада за типичной для модерна кованой оградой. Если вы хоть чуть-чуть разбираетесь в архитектурных стилях, то сразу поймете, что перед вами образец модерна, по огромным окнам необычных форм в резных деревянных рамах, по фризу – мозаике с растительным орнаментом под крышей. Однако главные секреты таятся внутри этого основательного и в то же время воздушного здания.
Особняк строился с 1900 по 1902 год, после чего в нем поселилась семья Степана Павловича Рябушинского, занимавшегося банковским делом, текстильной промышленностью и машиностроением. Так, Степан Павлович вместе со своим братом Сергеем Павловичем Рябушинским основали первый в России автомобильный завод АМО, позднее ставший ЗИЛом. После революции 1917 года семья эмигрировала в Италию, а в особняке по очереди размещалось пять советских организаций: сначала отдел виз и паспортов, потом Госиздат, психоаналитический институт под управлением профессора Ермакова, затем детский сад для детей партийных работников, в который, кстати, ходил Василий Сталин, и Всесоюзное общество культурной связи с заграницей (ВОКС). Потом особняк передали вернувшемуся из Италии Горькому, который прожил в нем пять лет до своей смерти – с 1931 по 1936 год.
За время перехода от одной организации к другой почти вся оригинальная обстановка в стиле модерн исчезла. Поэтому весь интерьер, который можно увидеть в особняке сегодня, таков, каким он стал при жизни Горького. Если вы надумаете отправиться в музей (а его посещение пока бесплатно, но это ненадолго), советуем вам заранее записаться на групповую экскурсию, иначе вы можете не получить представления о том, как выглядел этот особняк раньше. Например, из столовой исчез огромный камин, словно из сцены бала в романе «Мастер и Маргарита».
«Старообрядцы были наиболее прогрессивными людьми своего времени, – рассказывает про первых владельцев удивительного особняка старший научный сотрудник ИМЛИ РАН, архитектор Ирина Гудзь. – Они давали хорошее образование своим детям, много ездили за границу, привозили технические новинки, в том числе модные тенденции искусства. Именно такие люди были заказчиками стиля модерн в России. Здесь все было сделано в расчете на семью Рябушинского, состоявшую из четырех человек: мамы, папы и двоих маленьких детей. В этом доме царила очень доброжелательная атмосфера, все сделано с юмором, с любовью к этой семье, присутствовали элементы игры, домашнего театра».
Для Рябушинских Шехтель создал целый космос, с этой точки зрения особняк на Малой Никитской можно назвать вершиной его трудов. Здание имеет символическое деление: первый этаж – это подводное царство, второй – мир воздуха, мансарда – горний мир, молельня. Весь дом строился вокруг центрального элемента – удивительной лестницы-волны. Вот как описывается интерьер в брошюре Н.Л. Пэнэжко и С.М. Демкиной «Малая Никитская, 6», выпущенной к 100-летию особняка:
«Главным украшением особняка является парадная лестница-волна. Она располагается в центре здания, в холле, высота которого 12 метров. На фоне огромного трехчастного витража обрушивается каскад волн, вскидывающий высоко вверх люстру-медузу. Серо-зеленый эстонский вазелемский мрамор, из которого выполнена лестница в московской мастерской М.Д. Кутырина; зеленоватые стены, имитирующие морскую стихию, приглушенное освещение (стекла витражей тонированные, потолка – матовые) создают грандиозную картину подводного и надводного миров».
«Дом уникален в каждой своей детали, в каждой форме. Это удивительная жемчужина, которая чудом сохранилась благодаря тому, что здесь всего пять лет жил Горький, потом его внучки – до 1961 года, а в 1965 году открылся музей. Особняк как бы законсервировался и даже в том виде, в котором он сейчас существует, донес до нас много интересных элементов в стиле модерн. Это и дверные ручки, и красивые переплеты окошек, и дверные проемы, и сами материалы, которые использовались. Особняк уникален по многим параметрам, в том числе по техническим. Шехтелем были спроектированы системы кондиционирования воздуха, автоматической откачки грунтовых вод. Сейчас этого нет», – продолжает Ирина Гудзь.
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ Поселок художников на Соколе: деревня среди сталинских высоток
Много декоративных деталей сохранилось в гостиной Рябушинских, которая при Горьком превратилась в библиотеку и обросла шкафами вдоль стен. Говорят, что эта библиотека представляет большой интерес, в ней сохранилось множество дореволюционных изданий, в том числе про путешествия и, в частности, про Восток, которым так интересовался писатель. Первое, что бросается в глаза в комнатах – большие окна с резными рамами, все разной формы. Архитекторы, работавшие в стиле модерн, использовали окна как живые картины, символ гармонии человека с природой. На потолке сохранилась созданная вручную лепнина, напоминающая гладь заросшего пруда, где по растениям ползают улитки.
Тему подводного царства продолжают также дверные ручки, напоминающие морских коньков, и рисунок паркета с декоративной волной. А вот оригинальной мебели не сохранилось:
Мистифицирование символики особняка специалисты отметают. Морская тема, образы волны, реки, бабочки, стрекозы, дельфина, плавные очертания и криволинейное пространство характерны для модерна.
«Морская тема характерна для модерна вообще, – поясняет экскурсовод. – Это криволинейные очертания, плывущие линии, женские волосы, дым от сигарет, все, что связано с природой, морской стихией. Хозяин дома был не чужд вершинам культуры своего времени и понимал все эти смыслы. Здесь «волны» от лестницы продолжаются в очертаниях паркета, в ограждении участка. Символику волны, моря, реки использовали и другие архитекторы, зарубежные в том числе».
Помимо парадной прихожей и гостиной на первом этаже сохранилась столовая и два кабинета, один из которых стал спальней Горького. Кстати, свой последний дом писатель не любил:
«Где был малый кабинет, для Горького устроили спальню, потому что по состоянию здоровья ему было тяжело подниматься на второй этаж. Все предметы мебели здесь не имеют к дому отношения – этот комплект был подобран для Горького. Известно, что этот особняк Горькому не очень нравился. Этот стиль в архитектуре не был ему близок и понятен, он в более скромных интерьерах привык жить. Ему нужен был порядок, заведенный годами, он здесь был пожилым, больным человеком, ему нужно было как можно больше успеть сделать, поэтому «варварская роскошь» его раздражала. Даже этот комплект он называл спальней балерины. Все это было для него чересчур, кроме того, странных маленьких габаритов. Он был достаточно высоким, и ему было здесь неудобно».
Поднявшись по лестнице, вы увидите еще один акцент этого дома – колонну, увенчанную посеребренной гипсовой капителью в виде четырех лилий и четырех саламандр. Этот элемент символизирует битву между добром и злом. За этой колонной находится узкая темная галерея, ведущая к черной лестнице, по которой можно подняться к молельне. Есть мнение, что эта галерея является символом тяжелого праведного пути, который приводит человека в горний мир.
О том, что в особняке есть молельня, стилизованная под раннехристианские церкви, по внешнему виду дома догадаться невозможно. Дело в том, что до 1905 года, когда был опубликован манифест Николая II о веротерпимости, старообрядцы подвергались гонениям. А молельня в особняке Рябушинского появилась в 1904 году. С конца XVIII века старообрядческая община Москвы объединялась вокруг Рогожского кладбища и расположенного на его территории Покровского собора. В 1856 году произошло «запечатание алтарей» Рогожского кладбища за «прельщение православных», и службы переместились в молельни богатых домов.
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ Школьная улица: Москва ямщиков, купцов и старообрядцев
Видимо, для этих целей строил молельни и Степан Павлович Рябушинский, который также собирал древние православные иконы дониконовских времен. Коллекция занимала несколько комнат на втором этаже особняка, после революции часть икон оказались в Третьяковской галерее, в Историческом и некоторых других музеях, остальные были проданы частным лицам. В 2009 году на Спиридоновке открылся «Дом иконы и живописи им. С.П. Рябушинского», где можно посмотреть иконы из коллекции мецената. Отметим, что Сергей Павлович не просто коллекционировал иконы, но и продвигал научные исследования в этой области, а также жертвовал иконы старообрядческим храмам по всей России.
Алтарная часть была утеряна, а находилась она слева. На паркете с этой стороны расходится рисунок в виде лучей. Деталь, характерная для раннехристианских церквей, – круглое оконце в своде, через которое видно небо и поступает естественный свет. Стены – цвета красной глины, нарисованные арки расширяют пространство и превращают домашнюю молельню в открытую галерею. Роспись на стенах напоминает звездное небо. В основании купола повторяется фраза на древнегреческом языке: «Истинные христианки восприимут святость за свои страдания в день страшного суда». Как и любая религиозная роспись, молельня изобилует символикой, о которой подробно рассказывают местные экскурсоводы.
Что касается комнат на втором этаже, раньше там находились спальня, детская, ванная комната и комнаты с коллекцией икон. Теперь две комнаты занимает экспозиция, посвященная годам жизни Горького после возвращения из Италии, а остальные – закрыты, в них хранится музейный фонд. Судьба этого удивительного образца архитектуры сложилась таким образом, что создателю особняка Федору Шехтелю и заказчикам дома теперь уделено лишь маленькое пространство в подвальной части особняка, между туалетом и гардеробом. Где, кстати сказать, раньше была кухня.
К счастью, этот недостаток по мере возможностей восполняют экскурсоводы, от которых вы также узнаете не только о Горьком, его коллекции нэцке и других коллекциях, но и о девяти витражах особняка, спрятанных крыльях стрекозы, «световых фонарях», окне-парусе и вообще стиле модерн.
Мария Аль-Сальхани
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ Путешествие во времени: музей-квартира Максима Горького