Как заводили «Красную машину»
Еще накануне казалось, что у российской сборной по хоккею все будет «в шоколаде». Игроки боролись за выход в финал чемпионата мира, но проиграли финнам – 3:1. Ранее в четвертьфинал не смогли выйти сборные Беларуси и Казахстана. Сегодня – последний день турнира. И Россия в матче за бронзу смогла победить: она разгромила команду США со счетом 7:2. Заключительная же игра пройдет в 21:00 в Москве. Золото разыграют команды Финляндии и Канады.
Вообще российскую хоккейную сборную многие считают наследницей легендарной «Красной машины». Именно так на Западе называли команду Советского Союза. Долгие годы на мировых первенствах ей не было равных. За что боялись на льду советских хоккеистов, узнал корреспондент «МИР 24» Максим Драгнев.
Газета со вкусом борща. Коронное блюдо журналиста из Торонто Дика Беддоса. Он грозился съесть свою статью на ступеньках советского консульства в Канаде, если русские выиграют хоть один матч в знаменитой Суперсерии 72-го. Оказался человеком слова.
Первую суперсерию канадцы, правда, выиграли. Но как? Нервы сдали, и на решающем матче в Москве они пошли врукопашную. Вмешалась милиция. И вот комментатор Николай Озеров в сердцах выпаливает: «Такой хоккей нам не нужен». Но победа канадцев все равно была с привкусом борща.
Уже в следующих суперсериях СССР громил Канаду. Западные СМИ прозвали советскую сборную «Красной машиной». Работала безотказно – 4 олимпийских золота подряд и 7 побед на мировых чемпионатах из 10. Писали, что хоккеисты не улыбались даже после побед. Сравнение с роботами до сих пор Вячеславу Фетисову не по душе.
Канадцы затаили обиду еще с чемпионата мира 54-го. Виктор Шувалов – последний форвард первой советской сборной. Это сейчас в его руках трость. А на заре карьеры красовалась клюшка. Но выглядели, говорит, как дворовая команда. В финале надо было биться с канадцами. Те, похоже, вообще не догадывались, что русские играют в хоккей.
В итоге кленовым листьям пришлось выплюнуть жвачку и кусать локти. Разгром. 7:2 – и не в их пользу. Позже они стали оправдываться – «Русские как-то неправильно играют». Советский хоккей варился в своем соку за железным занавесом. Виктор Шувалов вспоминает – на открытых тренировках жадно смотрел на канадцев. Потом они с товарищами, словно мальчишки, стали повторять движения – интересно же.
Долгое время играть и, правда, было нечем. Весь инвентарь пришел из хоккея с мячом. Защиты толком не было. Приходилось делать самим. Русские хоккеисты даже выглядели устрашающе. Чего стоила одна только хоккейная маска. Ее для вратаря Александра Пашкова смастерил кто-то из народа. Кто – уже и не вспомнить.
Никаких крытых стадионов. Играли под открытым небом. Вместо бортиков низкие фанерные листы. С первыми морозами уезжали на Урал. Там и закалялся советский хоккей. Одежду тащили отовсюду. Надевали велосипедные и танковые шлемы, домашние шерстяные кофты. Непобедимой сборную СССР сделали тренеры Аркадий Чернышев и Анатолий Тарасов.
По-настоящему страна заболела хоккеем в 60-е. Играли все – от мала до велика. Трижды олимпийский чемпион Александр Рагулин был одним из тройняшек. И все трое профессионально играли – только в разных командах. Тогда же появилась та самая песня, которую хоккеисты считали гимном. «Великолепная пятерка и вратарь» звучала перед каждым матчем в СССР.
На Суперсерии в 81-м кленовый лист-кубок канадцы помогали держать советской сборной. Радости никто не скрывал. Но для русских и канадцев финального счета не было. Из года в год они испытывали друг друга на прочность.