Соловецкое чудо: что заставляет людей переезжать на Белое море

19:39 20/06/2016

Соловки – одно из мест, приехав в которое, ощущаешь себя на краю света или, как говорят некоторые путешественники, – в параллельной вселенной. Вы не найдете там ни современных отелей, ни клубов. Зато обнаружите неописуемо красивую северную природу, заповедный лес, полный ягод и грибов, умопомрачительные закаты, а если повезет – северное сияние. Но главная здешняя драгоценность – тишина и покой, по которым тоскуют многие жители больших городов. Правда, платят за эти тишину и покой жители Соловков комфортом и благами цивилизации – на островах до сих пор нет даже нормального интернета.

КЛИМАТ И СОСЕДСТВО С НЕРПАМИ

Соловецкие острова являются самым крупным архипелагом Белого моря и находятся на входе в Онежскую губу. Суммарная площадь архипелага превышает 340 квадратных километров, выделяются шесть крупных островов: Большой Соловецкий остров, Анзерский остров, Большая Муксалма, Малая Муксалма, Большой Заяцкий и Малый Заяцкий острова. Архипелаг и пятикилометровая акватория Белого моря включены в состав особо охраняемой территории Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. До побережья Карелии отсюда – 60 километров, а в 300 километрах находится Архангельск.

Этот прекрасный подводный мир!

Или, как снимают дикую природу

Климат Соловков, как вы понимаете, суров, ведь Белое море – единственное внутреннее море Северного Ледовитого океана. Жарко здесь бывает очень редко, среднегодовая температура составляет 1,1 градуса Цельсия. В феврале средняя температура воздуха – 11 градусов мороза, летом – 12,9 градусов тепла, однако автору этой статьи посчастливилось побывать там, когда столбики термометров поднялись выше цифры 25. Пасмурных дней здесь больше, чем солнечных, острова даже летом часто окутывает туман. Зимой их накрывает снежное покрывало, краски закатов становятся нежнее, а на небе загорается Северное сияние.

Животный мир Соловков считается не очень разнообразным, тем не менее здесь водятся нерпы, белухи, гренландские тюлени, морской заяц, а также северные олени, зайцы, лисы, 20 видов моллюсков, множество птиц и рыб, в том числе знаменитая сельдь. Эта селедка издавна считается нежнейшей и даже поставлялась для царского стола. С 2004 года в честь этой рыбы на Соловках устраивают фестиваль «Соловецкая селедка», хотя есть мнение, что лакомиться селедкой, с которой на Соловках готовят даже пирожки, надо осенью. А еще на Соловках очень много котов, почему-то в основном рыжих.


Фото Александра Бобрецова

СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ И УНИКАЛЬНАЯ ГИДРОСИСТЕМА

Вся местная жизнь тесно переплетена с историей русского православия и крутится вокруг Спасо-Преображенского соловецкого ставропигиального мужского монастыря, часть которого превращена в музей СЛОНа – Соловецкого лагеря особого назначения, печального памятника советских репрессий.

Монастырь стоит на Большом соловецком острове на берегу Святого озера. Его история началась в XV веке, когда на Соловках появились и построили деревянную келью преподобные Зосима и Герман. Строительство самого монастыря началось в XVI веке. Сегодня он включает в себя Спасо-Преображенский собор, церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Никольский храм, Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор, Благовещенскую церковь, Храм во имя свт. Филиппа, митрополита Московского, а также Успенский трапезный комплекс, колокольню и мемориальный комплекс, состоящий из церкви преподобного Германа, усыпальницы и некрополя.

В 1920 году монастырь был закрыт, в его стенах обосновался Соловецкий лагерь особого назначения. Однако в конце ХХ века монастырь воспрянул, официальное открытие состоялось 25 октября 1990 года. В 1992-м Соловецкий историко-культурный комплекс вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 1995 году был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.


Фото Александра Бобрецова

Большой интерес представляет сложная гидротехническая система, в том числе сохранившаяся до наших времен дамба. Вот, что сообщается об этом на официальном сайте Соловецкого монастыря:

«Еще в середине XVI века, при игумене Филиппе, начала складываться система каналов, которая сегодня насчитывает 242 межозерных соединения, в том числе и систему судоходных каналов, протяженностью около 12 км, по строенную «по старым Филипповским протокам» в начале ХХ века под руководством монаха Иринарха (в миру Мишнев Иван Семенович, из крестьян Вологодской губернии), очень талантливого инженера-самоучки. Путешествие по каналам и озерам оставляет незабываемое впечатление. По замечанию одного паломника прошлых веков, «описывать здешние озера невозможно… в их красоте Бог явил величайшее из чудес своих». Всего на Соловецких островах более 500 озер. При игумене Филиппе от моря валунной дамбой отделили небольшой залив, где были устроены садки, получившие название Филипповских. Они предназначались для содержания выловленной в море рыбы. Погода не всегда благоприятствовала рыбной ловле и монахи вынуждены были запасаться рыбой впрок. Эти садки с успехом использовались и в XIX веке.».

Кроме того, в XVII веке на территории монастыря была построена водяная мельница, работавшая на одном из трех каналов от Святого озера к морю. Дамба появилась в XIX веке и соединила Большой Соловецкий остров с Большой Муксалмой. В длину она достигает 1200 метров, в ширину – от 6 до 15 метров, а в высоту – 4 метров. Это очередной пример титанического труда монахов, на своих руках носивших валуны для создания перегородки. Позже монахи построили сухой док и гидроэлектростанцию.


Фото Александра Бобрецова

СОЛОВЕЦКИЙ ЛАГЕРЬ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Лагерь на Соловецких островах появился в 1923 году и стал самым крупным исправительно-трудовым лагерем 20-х годов. В его распоряжение отдали все имущество Соловецкого монастыря. Позже отделения СЛОНа появились в Карелии и Северном Приуралье. В разные годы в лагере содержалось до 72 тысяч человек. Самостоятельно СЛОН существовал до 1933 года, затем перешел Беломоро-Балтийскому лагерю, а с 1937-го по 1939 год был Соловецкой тюрьмой особого назначения (СТОН).

По официальным данным, за все время самостоятельного существования лагеря погибло около 7,5 тысячи человек, по неофициальным – гораздо больше. Большую часть узников составляли политзаключенные и так называемые контрреволюционеры, в числе которых оказалось немало представителей интеллигенции, в том числе Павел Флоренский, Дмитрий Лихачев, архиепископ Иларион. Наравне со взрослыми работали несовершеннолетние преступники.

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ Откуда есть пошла русская земля: от Старой Ладоги до Белого моря

Люди, прошедшие через СЛОН, вспоминали о жестоких условиях лагеря, в результате которых многие погибали от болезней и тяжкого труда, многие становились калеками. Надсмотрщики практиковали пытки над узниками, такие как перетаскивание воды в ладонях из одной проруби в другую, оставление зимой в неотапливаемом карцере и пение «Интернационала» голышом на морозе. Практиковались и казни, разом могли умертвить сотни заключенных. Любопытно, что часть помещений, бывших тюрьмой для узников СЛОНа, позже были отданы под многоквартирные жилые дома.

Максим Горький, побывав на Соловках в июне 1929 года, написал положительный отзыв о чекистах и системе перевоспитания лагеря, чем сильно подпортил себе репутацию. Отзывы Горького мы опустим, зато процитируем его описание природы Соловецких островов:

«Часы показывают полночь, но не веришь часам; вокруг – светло, дневная окраска земли не померкла, и в бледно-сером небе – ни одной звезды. Здесь белые ночи еще призрачней, еще более странны, чем в Ленинграде, а небо – выше, дальше от моря и острова... Очень смущает это странное небо – нет в нем ни звезд, ни луны, да кажется, что и неба нет, а сорвалась земля со своего места и неподвижно висит в безграничном, пустынном пространстве... С моря кажется, что земля острова тоже бурно взволнована и застыла в напряженном стремлении поднять леса выше – к небу, к солнцу. А Кремль вблизи встает как постройка сказочных богатырей».


Фото Александра Бобрецова

ДРЕВНИЕ ЛАБИРИНТЫ, БОТАНИЧЕСКИЙ САД И ДРУГИЕ ИНТЕРЕСНЫЕ МЕСТА

Кроме вышеперечисленного на островах еще есть, что посмотреть. Например, Ботанический сад Соловецкого музея-заповедника, в теплицах которого монахи Макарьевской пустыни выращивали даже арбузы, дыни и персики. Это в 200 километрах от северного Полярного круга. Интерес представляют древние каменные лабиринты и дольмены на Большом Заяцком острове. Археологу Н.Н. Виноградову, изучавшему эти лабиринты, приписывают следующие слова:

«Лабиринты есть не что иное, как Saivo, священные горы, где живут души усопших, наслаждаясь блаженством. Самый вид гребней лабиринтов уже дает представление о хребтах каменных гор... Душа умершего после смерти продолжает жить, сохраняя способность покидать свое жилище... Для предотвращения нежелательных посещений saivo-лабиринт сделан с одним входом, с запутанными дорожками и гребнями камней, чтобы духи умерших сами в них запутались и не могли выйти наружу».

Самая высокая точка архипелага – Секирная гора, с которой открывается вид на острова с высоты 80 метров. Кроме того, туристам предлагаются лодочные экскурсии по малому кругу Соловецкой озерно-канальной системы. Рукотворные каналы соединяют пять озер, и, чтобы полностью пройти маршрут, понадобится несколько часов. Обязательно сходите в Морской музей, который в том числе расскажет о соловецкой Школе боцманов и юнг, в которой учился Валентин Пикуль. Об этом времени он написал повесть «Мальчики с бантиками».


Фото Александра Бобрецова

КАК ДОБРАТЬСЯ И ГДЕ ЖИТЬ

Если бы не туризм и не внимание к монастырю, сегодня Соловки можно было бы назвать Богом забытым местом. В самом крупном местном поселке Соловецком, расположенном на Большом Соловецком острове, живет всего около 860 человек. Местное жилье представлено старенькими деревянными избушками без ванн и с обычными русскими печками и двухэтажными домами (если не сказать – бараками) на шесть-восемь квартир с центральным отоплением. Есть школа, старенькая больница, два скудных магазина, кафе, несколько гостиниц и палаточный городок. Ставить палатку, где вздумается, запрещено.

Среди путешественников популярна аренда квартир. В частном секторе стоимость аренды комнаты на сутки начинается от 1000 рублей, в гостиницах – от 3000 рублей. Некоторым удается поселиться в избушке у бабушки за минимальную цену. Правда, перед заселением нужно поинтересоваться, есть ли возможность помыться. Что касается цен на еду, одежду и прочие предметы первой необходимости – на Соловках они очень высокие. Причина в территориальной удаленности островов.


Фото Александра Бобрецова

Добраться от Москвы до Соловков можно несколькими способами. Самый дешевый – доехать до Петербурга (можно за 900 рублей), затем на поезде от Петербурга до города Кемь (около 2000 рублей), затем на пароме до Большого Соловецкого острова. Можно купить авиабилет Москва-Соловки с пересадкой в Санкт-Петербурге, благо на Соловках есть аэропорт. Если побеспокоитесь за месяц, приобрести такой билет можно за 9000 рублей («Ютэйр», «Ямал», «Аэрофлот»). 16-17 часов в пути – и вы на месте. Есть и другой вариант – долететь до Астрахани, оттуда на самолете до Соловков, но это будет значительно дороже. Только авиабилет от Москвы до Астрахани летом стоит около 26 000 рублей.

Стоит помнить, что движение самолетов и парома зависит от погоды. Паром вообще ходит только в теплое время года, так как зимой Белое море застывает.


Фото Александра Бобрецова

Поэтому лучшая пора для отдыха на Соловках – конечно, лето, хоть местные жители и считают, что в это время становится слишком шумно. Кстати, каждый август начиная с 2005 года там проходит фестиваль авторской песни «На соловецких островах», так что вашу программу могут разнообразить посиделки на природе «под гитару».

ИКОНОПИСЕЦ И СПАСАТЕЛЬ О ЖИЗНИ НА СОЛОВКАХ

Около года назад в СМИ появилась история Варвары Глаголевой и ее мужа, переехавших из Москвы на Соловки жить и воспитывать двоих детей. Семья овладела мастерством гончарного дела, создает и продает глиняную посуду, по возможности занимаясь общественной деятельностью – спектаклями, мастер-классами. Все соловчане, с которыми удается пообщаться, говорят о полном отсутствии каких-либо возможностей для молодежи, из-за чего после школы почти все молодые люди покидают Соловки. На столичных жителей соловчане действительно смотрят как на чудиков, не понимающих, что такое жизнь в России. Тем не менее ручеек чудиков, перебирающихся жить на острова, не пересыхает...

– Первый раз я приехала на Соловки как паломница, и больше не смогла их забыть. Все время пребывания здесь меня переполняло необыкновенное чувство полного счастья, радости и мира. И еще у меня вдруг появилось ощущение дома, которого не было ни в одном другом месте, – рассказывает художник-иконописец Надежда Терехова. Полтора года назад на Соловки она переехала из подмосковных Химок. – Моя семья часто переезжала, а потом я начала часто переезжать, и чувства дома, привязанности к одному месту у меня не было. А здесь вдруг подумала: «Я дома». Обратно в Москву вернулась как на чужбину и весь год мечтала о Соловках.

Потом на Соловках предложили написать икону преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких с житийными клеймами для монастыря. Работала над ней год, после чего пришло время возвращаться в Москву, но я не смогла и осталась частным образом. Было трудно, но Господь все устроил. Сейчас есть заказы, снимаю комнату у одной хорошей женщины. Добрых отзывчивых людей здесь много. Многие мне помогали и помогают, одна бы не одолела. На Соловках еще больше понимаешь, как велика наша Родина и какие в ней живут замечательные люди. Это главное наше богатство. Общаюсь со всеми, кто хочет общаться, но друзья остались прежними. Видимся редко, и я скучаю по близким и дорогим людям, но без Соловков пока не представляю своей жизни. Соловки просто стали землей моей души. Объяснить это даже себе не могу. Остаться здесь навсегда – мечталось бы о таком, но это не только в моей воле. Я живу чудом, в один миг все может измениться и с жильем, и со здоровьем, и с работой. На все Божья воля – сколько не проживу здесь, за каждый день благодарю.


Фото Александра Бобрецова

По словам Надежды, самый удобный транспорт на островах летом – велосипед, а зимой – лыжи. «Зимой мне здесь очень хорошо, даже в мороз и ветер! Такая завораживающая красота, тишина, и просторы кругом! Каждый день несет в себе радостное открытие. Здесь начинаешь радоваться самому малому, что в городе не заметила бы даже. Здесь можно прийти в гости с пучком зелени и ряженкой, чем доставить радость. И видеть, как солнце восходит и заходит за горизонт, – это многого стоит. А в пасмурные дни хорошо работается. Осенью, когда заканчивается туристический и паломнический сезон, здесь очень красиво и хорошо – это время долгожданной тишины и покоя. Летом слишком людно, это самое трудное время.

Соловчанин Александр Бобрецов, в свою очередь, считает, что приезжие не до конца осознают, с чем им придется иметь дело.

«Обычно молодежь отсюда уезжает после школы и не возвращается, и это, конечно, логично и правильно, ведь перспектив тут по сути нет, – рассказывает Александр, сотрудник МЧС, фотограф и организатор фототуров на Соловки. Хоть и родился в Архангельске, всю жизнь он прожил на Соловках. Окончив школу, отправился служить в армии на Новой Земле, а вернувшись, поступил работать в пожарную часть. – Я сам несколько раз собирался уезжать и, чего греха таить, подумываю и сейчас... Однако с того момента когда я действительно нашел себя на острове, чаша весов все больше склоняется к Соловкам».

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ Гора крабов и робкие тюлени: как снимают дикую природу

– Да, есть, конечно, местный музей, администрация, туристическая инфраструктура, музыкальная школа, детские кружки и т.д., но жизнь здесь дорого стоит. Никаких развлечений нет, цены летом высокие, а зимой и подавно, нет нормальной связи и интернета, за мебелью, одеждой и бытовой техникой нужно ездить в город, а билет в одну сторону иногда стоит аж 7100! Такие жертвы устроят далеко не всех, мало кто готов тут действительно жить постоянно.

У кого-то есть свое хозяйство – козы, коровы, огороды, а у кого-то нет ничего. У кого-то есть помощники, родственники, сыновья, внуки, но не у всех... В одних домах есть центральное отопление, в других только печки, а печки – это дрова, их нужно купить, заготовить и потом еще носить домой холодными зимними днями. Больница и аптека есть, и, кстати, последняя меня радует: лекарства, подгузники и другие необходимые средства стараются подвозить всегда в кратчайшие сроки и, что немаловажно, местным дают скидочную карту. Нигде на Соловках больше такого не встречал. Дороги чистят, мусор вывозят... Не могу сказать что все отлично, но тут система работает.


Фото Александра Бобрецова

Главной проблемой Соловков Александр называет отсутствие взаимопонимания и взаимодействия, как в музее и монастыре, так среди местного населения и в администрации:

«Нет какого-то единого управленческого органа, что ли, у всех есть какие-то свои права, предложения, проекты, требования... Как по мне, это тихий ужас. Это проекты поселка Соловецкого, которые успешно свернуты, это новое здание музея, которое строится с нарушениями, это непонятные политические игры на выборах. Сейчас на Соловках активно строят канализацию и водопровод. Я несказанно рад этому факту, но вместе с тем очень встревожен. Не так давно снесли местный Дом культуры, при этом обещали построить новый с тренажерным залом, интернетом и даже кинозалом... Где? Местная поселковая баня я уже не помню сколько на реставрации. Да тот же монастырь возьмем – купола стоят в лесах с 2012 года. Почему, спрашивается? Нужен единый орган власти, с которого все это можно спросить, и власть эта должна быть на Соловках».


Фото Александра Бобрецова

Проблему отсутствия культурной жизни на Соловках спасатель решил для себя увлечением фотографией: «В какой-то момент я стал заниматься фотографией, и жизнь приобрела новый смысл. Я человек творческий, но свой потенциал начал раскрывать относительно недавно. И чем глубже рою, тем больше вижу для себя причин и перспектив тут остаться. Я считаю, мне вдвойне повезло, что я могу воплощать свои идеи тут, на Соловецких островах».

Чтобы получить более наглядное представление о Большом Соловецком острове, вы можете пройти виртуальный тур на официальном портале Соловецкого архипелага. Хорошего вам путешествия на Соловки!

Видео опубликовано Богдан Семенюк (@bogdansem) Мар 2 2016 в 4:53 PST

Мария Аль-Сальхани