Погибли, но отвели беду

22:30 10/06/2016

Есть советская военная песня, стихи на которую написал Роберт Рождественский, называется «Огромное небо». В ней рассказана история двух пилотов-друзей, у которых однажды в самолете отказал мотор: «И надо бы прыгать - не вышел полет, Hо рухнет на город пустой самолет - Пройдет, не оставив живого следа, И тысячи жизней прервутся тогда...». История знает множество примеров героического профессионализма летчиков, некоторые из них мы приведем в этой статье.

9 июня 2016 года в Пушкинском районе Московской области рухнул истребитель Су-27 прославленной пилотажной группы «Русские витязи». За штурвалом боевой машины находился 34-летний гвардии майор Сергей Еременко. Пилот не успел катапультироваться и погиб, но ценой своей жизни отвел самолет от жилых домов. В настоящее время выясняется причина аварии - Еременко был опытным пилотом, а его самолет за год до ЧП прошел капитальный ремонт. Теперь экспертам Минобороны предстоит расшифровать найденные «черные ящики».

23 сентября 2013 года в Каневском районе Краснодарского края при выполнении учебно-тренировочного полета рухнул самолет Су-25. Штурмовик потерял управление в 49 километрах от аэродрома Приморско-Ахтарск. Летчик, 32-летний капитан Алексей Назаров, увел машину на пять километров от станицы Стародеревянской и пытался посадить самолет на кукурузное поле. Но, соприкоснувшись с землей, самолет взорвался, а летчик не успел катапультироваться.

30 августа 2009 года трагический инцидент произошел на авиашоу в Польше, около города Радома, с белорусскими летчиками. В воздухозаборник истребителя Су-27УБМ во время выполнения фигур высшего пилотажа попала птица. Самолет начал резко терять высоту и упал в лесу. Пилоты, Александр Марфицкий и Александр Журавлевич, увели истребитель в сторону от зрителей шоу и населенного пункта, в противном случае жертв могло быть очень много. Как часто происходит в случаях подобных аварий, уводя самолет, пилоты лишают себя возможности катапультироваться и спасти свои жизни из-за недостаточной высоты.

23 мая 1996 года произошло событие, после которого пилот был посмертно удостоен звания Первого Героя Беларуси. Полковник 61-й истребительной авиабазы Западного оперативно-тактического командования ВВС Беларуси Владимир Корват совершал учебный полет на истребителе Су-27 в городе Барановичи, когда в системах самолета произошел сбой. Летчик получил приказ катапультироваться, на что при имевшейся скорости падения у него оставалось 14 секунд, но вместо этого начал уводить 24-тонный истребитель от деревень Арабовщина и Большое Гатище.

7 февраля 1992 года начальник Липецкого центра боевой подготовки и переучивания летного состава генерал-майор авиации Суламбек Осканов выполнял летное задание на МиГ-29, когда в самолете отказал авиагоризонт. Ситуацию усугубили сложные погодные условия. Выйдя из облаков, 49-летний Осканов обнаружил под собой населенный пункт и сделал все возможное, чтобы истребитель не упал на поселок Хворостянка Липецкой области, а сам погиб. Мало кто знает, что именно Осканов был первым гражданином РФ, которому присвоили звание Героя России.

6 марта 1980 года ценой своей жизни увел от жилых домой падающий самолет старший летчик-инструктор 812-го учебного авиаполка Харьковского высшего военного авиационного училища летчиков Виктор Казанцев. 30-летний майор совершал учебный полет на истребителе МиГ-21 и уже возвращался на аэродром, когда в двигатель угодило несколько ворон. Самолет заглох и начал падать. Несмотря на приказ катапультироваться, Казанцев увел самолет от поселка Куриловка Харьковской области, куда должна была упасть машина. Доведя самолет до леса, летчик попытался катапультироваться, но не успел. Посмертно он был награжден орденом Красной Звезды.

11 мая 1979 года командир сверхзвукового дальнего бомбардировщика Ту-22М2 спас сельскую школу от падения самолета. Бомбардировщик с тремя членами экипажа под руководством летчика ВВС Краснознаменного черноморского флота Виктора Кубракова направлялся на полигон «Свободный порт» для учебного бомбометания. На высоте 3200 метров один из двигателей отказал, а вскоре загорелся и взорвался вместе с топливным баком. Кубраков принял решение принудительно катапультировать членов экипажа, а сам увел бомбардировщик от поселка Янтарное. Потом эксперты рассчитали, что катапультируйся Кубраков - самолет упал бы прямо на школу, причем во время занятий. Капитан был посмертно награжден орденом Красного Знамени.

27 марта 1973 года истребитель-бомбардировщик Су-7, управляемый капитаном ВВС 23-й воздушной армии Забайкальского военного округа Юрием Козловским, отправился для выполнения учебного полета с аэродрома у города Джида. В полете начались проблемы с навигационными приборами, а потом выяснилось, что по ошибке с земли вели не его, а другой самолет. Когда ситуация прояснилась, 30-летний Козловский не мог определить своего местонахождения, а топлива практически не осталось. Оказалось, что самолет идет на Читу, и летчик начал уводить его в сторону. Нормально катапультироваться Козловский не успел - он упал на каменистую сопку и получил открытые переломы обеих ног, что не помешало ему двое суток выбираться по замерзшей тайге к людям. Поскольку его считали погибшим, Козловский мог рассчитывать только на себя - и выжил.

17 декабря 1968 - еще один трагический день в истории отечественной авиации. Пилот майор Сергей Шерстобитов и штурман Леонтий Кривенков, служившие в Липецком центре войсковых испытаний и подготовки персонала ВВС им. В.П. Чкалова, выполняли тренировочный полет на фронтовом бомбардировщике Як-28. В небе сначала загорелся левый двигатель, а затем отказал и правый. Шерстобитов и Кривенков в последние секунды жизни успели отвести самолет от Липецка, за что посмертно были награждены орденами Красного Знамени.

6 апреля 1966 года в небе над ГДР выполнял полет советский истребитель-перехватчик Як-28П. Возникли технический проблемы - отказали два двигателя - и летчики Капустин и Янов ценой своих жизней спасли густонаселенные районы Берлина от падения многотонного самолета.

История знает примеры, когда летчику не удается избежать падения самолета на населенные районы. Один из самых пронзительных таких случаев произошел 16 мая 1972 года, когда самолет Ан-24Т 263-го отдельного транспортного авиационного полка авиации Балтийского флота СССР, совершавший облет радиотехнической аппаратуры, в сложных погодных условиях задел дерево. Самолет рухнул прямо на здание детского сада в Светлогорске, тогда погибли 34 человека: 24 ребенка, три сотрудника садика и 8 находившихся на борту.

Песни об авариях самолетов далеко не всегда трагические. Вот, например, песня на стихи Юрия Визбора:

«А наземный пост с хрипотцой донес,
Что у «тридцать второй» машины при взлете
С левым шасси какой-то вопрос
И оно бесполезно висит в полете.

И ночных полетов руководитель
Стал кричать в синеву:
«Войдите в вираж, в пике войдите,
Но помнить: внизу живут!»

А «Тридцать второй» кричит: на брюхо
Сажусь и делу хана!
А пенсию - официантке Валюхе,
Она мне вроде жена.

И красные строчки, посадочный знак,
И красный удар в бетон.
Прекрасные ветры в открытый колпак
И кто-то целует потом.

А человек, сидевший верхом на турбине -
Капитан ВВС Донцов,
Майор он отныне, инструктор отныне,
Женат он, в конце концов.