Сегодня, 20 июня, отмечается Всемирный день беженцев. Его отмечают с 2001 года по инициативе ООН. По официальным данным, этот день могут считать своим около двадцати миллионов человек. О тех, кто приехал в Россию, рассказывает корреспондент «МИР 24» Роман Паршинцев.
Сириец Мухамед всегда и везде ходит с небольшим рюкзаком. Внутри - целый ворох справок и документов. Говорит, на всякий случай, если остановит полиция. Ему предоставили временное убежище три с половиной года назад. Этот статус истек. Новый - не продлевают.
«Я выиграл суд. Я взял решение суда. Пошел в ФМС. Пожалуйста, вот вам решение суда, они сказали: мы не принимаем, мы не понимаем, что там происходит», - отметил Мухамед Абодан.
У себя на родине Мухамед Абодан был успешным молодым предпринимателем. В Алеппо был свой парикмахерский салон. Но когда в город вошли боевики, он и сам едва не погиб, и бизнес потерял.
В России пришлось начинать все с нуля. Учить язык и устраиваться рядовым парикмахером. Надеялся зарабатывать и помогать своим близким, которые остались в Сирии.
«Вообще-то я хочу здесь жить. Мне нравится здесь. Мне нравится, потому что здесь я могу сделать что-то для себя. Как раньше. В Сирии я сделал что-то для себя, здесь я могут тоже сделать что-то для себя. Свое дело какое-то организовать», - полагает Мухамед Абодан.
По данным Организации Объединенных Наций, на начало года тех, кто ищет убежище в России, - более трехсот тысяч человек. Из Сирии - менее двух тысяч. Получить статус беженца смогла только - внимание - одна четырехсотая часть от общего числа. То есть 800 человек. Остальные - в подвешенном состоянии. Рассчитывают получить справку о предоставлении временного убежища, которую нужно подтверждать ежегодно.
«У нас проблемы с доступом есть в Санкт-Петербурге. Там около 50 человек в течение года не могут подать заявление на предоставление временного убежища. Там граждане из Сирии, Афганистана и Бангладеш есть. А почему не могут подать? Не принимает Федеральная миграционная служба от них заявление», - рассказала советник по правовым вопросам Управления ООН в Москве Ольга Нарымски.
А вот история со счастливым концом. Осень прошлого года в транзитной зоне аэропорта Шереметьево два с половиной месяца жила сирийская семья с четырьмя детьми. Пограничники выявили, что паспорта у них поддельные. Переселенцы летели транзитом из Ирака в Самару к родственникам. Спасались от войны. И только после суда и штрафа в 10 тысяч рублей им предоставили статус беженцев. И временное жилье в Тверской области.
Мухамед Абодан не теряет надежды также получить статус беженца. Это даст возможность работать и заниматься своим делом официально. Сейчас он - парикмахер по вызову. Все необходимые инструменты - за спиной, в том же рюкзаке. Мельканье рук и ножниц - и через 10-15 минут все готово. Быстрота и качество, говорит он, это то, что больше всего ценят его клиенты.
Стричь одновременно на скорость и на совесть Мухамед научился в сирийской армии, когда служил срочником. Там за день мог обслужить по нескольку десятков военнослужащих. От рядовых до генералов. В общем, как говорит он, было, на ком руку набить.
Посмотреть, как работает мастер, собрались коллеги из редакции. Мухамед говорит, что у себя на родине умудрялся за несколько часов постричь более полусотни человек. В гримерке телекомпании таких рекордов не ставил. Главное - все остались довольны. У парня - дар.
Подробнее в сюжете: Рынок труда в СНГ