Кто может стать следующим детским омбудсменом

19:06 04/07/2016

Уполномоченный президента России по правам ребенка Павел Астахов покидает свой пост, теперь эту информацию подтвердили и из Кремля.

Мнения представителей политических партий, Совета Федерации и общественников о том, кто должен занять освободившуюся должность, разделились. Кто-то хочет видеть уполномоченным по правам ребенка женщину и мать, кто-то исключительно мужчину, кто-то себя, а кое-кто даже склонен перераспределить обязанности детского омбудсмена на депутатов Госдумы.

В частности депутат Госдумы VI созыва и член комитета по вопросам семьи, женщин и детей Алексей Лысяков считает должность детского омбудсмена не очень понятной, существующей по причине того, что президент недоволен работой депутатов.

«Подобные должности не очень понятны. Надо требовать выполнения этой работы с депутатов, у них гигантская зарплата. Госдума или Совет Федерации смогут заниматься этими вопросами. Считаю, что эта должность (Уполномоченный президента России по правам ребенка, - прим. ред.) существует, потому что президент наблюдает за работой Госдумы и видит, что она не справляется. Наличие поста детского омбудсмена – это признание того, что мы, как депутаты, плохо работаем», - считает Лысяков.

Коллега Лысякова по комитету в Думе VI созыва Ирина Чиркова уверена, что позицию, которую занимает Павел Астахов, лучше доверить женщине, а еще лучше женщине-оппозиционеру.

«Это место должна занять женщина, потому что только у женщины есть особый материнский подход. Ведь мать любит любого своего ребенка: и больного, и не очень умного, и бедного, и незаконопослушного. Женщина будет его защищать, что бы он ни натворил. Именно женщина сможет защищать права детей. Если совмещать с политическим контекстом, то правильнее брать человека из оппозиционной структуры, который умеет апеллировать и критиковать», - убеждена Чиркова.

В качестве возможного кандидата Чиркова назвала главу своего комитета и землячку Ольгу Епифанову.

Член экспертного совета при комитете Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Владимир Акимкин в свою очередь спорит с Ириной Чирковой. По его мнению, новым детским омбудсменом «должен быть мужчина, но не депутат, а из общественных кругов». «У депутатов хватает своей головной боли, нужен человек, который будет заниматься только этой работой», - пояснил свою позицию Акимкин.

С ним согласна еще один представитель профильного думского комитета Елена Митина. Она тоже считает, что эта должность не для депутата. «Депутаты – это законодательная работа, плюс общественный контроль. А омбудсмен защищает права детей», - пояснила она. Митина также отметила важное значение защиты прав детей за пределами России.

Основатель и руководитель детского правозащитного центра «Покров» Арина Покровская видит в сложившейся ситуации шанс на ротацию элит.

«Это должен быть человек, который сможет пройти по тонкой грани, балансировать между требованиями системы, законодательства и политики, в том числе потому что он будет вовлечен в политическую ситуацию. Омбудсмен должен учитывать и помнить интересы детей, так как ради их интересов все затевалось», - подчеркнула правозащитница.

Покровская считает, что кандидат на должность детского омбудсмена должен быть подследственным и устойчивым. Пол же, по ее мнению, особой роли не играет. «С одной стороны, забота о детях – это женская природа, но с другой, есть много хороших педагогов-мужчин, детских психологов, основателей школ, которые прекрасно могут заботиться о детях», - добавила Покровская.

«Важно, чтобы человек был максимально прозрачен в своей деятельности, а вместо пиара, мы видели историю, это будет успокаивать граждан», - уверена она.

По словам Покровской, в России сейчас удобный момент для того, чтобы таким человеком стал представитель общественной организации, а не тот, кого назначат «сверху». «Это замечательный момент для того, чтобы человек, который не был у власти, в нее пришел», - резюмировала эксперт.

Член комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Афанасьева в противоположность другим экспертам сразу нашла, кого предложить на должность детского омбудсмена. «Я могу занять эту должность», - заявила она. Далее сенатор аргументировала свой выбор: «Во-первых, я этого хочу и я готова выполнять эту работу. Во-вторых, эта моя специфика уже 13 лет. Я занимаюсь защитой прав детей. К сожалению, не я принимаю это решение. Будет видно».

Павел Сычев, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты по поддержке семьи, детей и материнства решил не называть конкретных фамилий, а лишь пожелал будущему уполномоченному избежать ошибок Павла Астахова. Сычев уверен, что омбудсменом может быть человек, который ранее не занимался защитой прав детей, если он известный профессионал.

«Лучше всего, если этот человек будет из числа депутатов Госдумы, потому что его работа должна заключаться и в законодательных инициативах. Многие законы устарели», - сказал Сычев.

Отдельно член Общественной палаты отметил важность связи с экспертным сообществом: «Самое главное, пусть он избежит ошибок Павла Астахова – резких высказываний. Мы надеемся, что новый человек будет на связи с нашим экспертным сообществом, потому что от Астахова мы этого не замечали. Некоторые решения были только его мнением».

Беседовала Екатерина Дегтерева