В России хотят законодательно ужесточить деятельность черных копателей. Однако против этого выступают те, для кого вести раскопки - хобби. Эту тему в интервью телеканалу «МИР 24» прокомментировала кандидат исторических наук и научный сотрудник Института археологии Российской академии наук Ирина Сапрыкина.
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ Докопаться до тюрьмы
- Вы - профессиональный археолог и, наверное, к любителям относитесь настороженно. А часто вам и вашим коллегам приходится с ними сталкиваться и с черными копателями?
И.С: Не так часто, поскольку на территории РФ почти не осталось выявленных объектов археологического наследия, на которых черные копатели не успели побывать. Практически нет памятников, которые мы находим первыми. Всегда есть следы посещения, несанкционированных раскопок и изъятия металлических предметов.
- Сами археологи различают черных копателей, которые пытаются заработать, и просто любителей древности?
И.С: По факту такого различия нельзя провести. Известно, что черные копатели грабят памятники с целью наживы, действуют организованно, могут пригонять технику, заказывать большие объемы земляных работ, даже доходит до того, что они оказывают вооруженное противодействие и полиции, и археологам. Однако люди, которые говорят, что они занимаются свободным металлопоиском в качестве хобби, наносят такой же колоссальный урон. Таких любителей огромная масса и они каждые выходные приезжают на памятник, вынимают все археологические металлические предметы и, соответственно, мы теряем огромный пласт информации.
- А если любители ездят не на памятник, а на то место, где когда-то была деревня или заброшенный хутор
И.С: По действующему закону, к археологии относится все, что старше 100 лет. Все заброшенные поселения, если они существовали в 18-19 веках, причислены к археологическим памятникам.
Продолжение интервью смотрите в видеоверсии.
Подробнее в сюжете: Гости эфира