Мастерство и выдержка пригодились сотрудникам Петергофа, которые возвращали на место портрет императрицы Екатерины I. Изображение ждали в тронном зале Большого дворца после реставрации. В мастерской стал известен секрет, который полотно хранило не одно столетие. Подробности - у корреспондента телеканала «МИР 24» Анны Поповой.
Год и три месяца место над дверным проемом пустовало. И вот Екатерина Великая вернулась в тронный зал. Правда, для этого ей понадобилась помощь целой бригады высотников.
«Высота потолков вот здесь у нас, в тронном зале, почти десять метров, поэтому для монтажа этого полотна было необходимо соорудить леса высотой восемь метров, и только благодаря этой конструкции можно было осуществить монтаж», - рассказала заведующая отделом Большого дворца ГМЗ «Петергоф» Лидия Царик.
Целый год портрет императрицы провел в мастерской. Картина XVIII века находилась в ужасном состоянии и уже начала осыпаться. Вскрыв верхний слой лака, реставратор Елена Львова обнаружила, что полотно хранит секрет: оказывается, у парадного изображения Екатерины Великой не один, а два автора.
«Интересно в этом портрете, что он был дописан из маленького оплечного в парадный портрет», - отметила Львова.
Попросту говоря, немецкий придворный портретист Генрих Бухгольц наклеил на большой холст погрудное изображение Екатерины I кисти другого художника, а затем дописал его. Все потому, что в XVIII веке такого понятия, как плагиат и авторское право, не существовало.
«Реставраторы довольно вольно обращались с портретами своих предшественников, их безжалостно переписывали. Сейчас современные реставраторы открывают участки, хорошо сохранившие авторскую живопись», - пояснила хранитель живописи ГМЗ «Петергоф» Оксана Каяндер.
Сейчас обновленная Екатерина I - самая яркая персона в тронном зале: дело в том, что портреты остальных членов царской семьи еще только ждут своей очереди на обновление.
Впервые портреты Петра I, Екатерины I, Анны Иоановны и Елизаветы Петровны со стен Тронного зала Большого дворца Петергофа сняли в 1844 году по велению Николая Первого. Тогда мастера Эрмитажа скопировали и отреставрировали их.