В ночь на субботу отдыхающая Анкара проснулась от бомбежки. Военные самолеты сбросили боеприпасы на здание парламента. Это была кульминация мятежа в Турции. Утром все узнают – попытка госпереворота не удалась. Президент Реджеп Тайип Эрдоган сумел удержать власть. Но теперь никаких сомнений страна расколота надвое. Армия, получается, тоже.
За одну ночь только в Анкаре и Стамбуле погибли 265 человек, раненых почти полторы тысячи. Данные до сих пор уточняются. Еще одна внушительная цифра: 2839 – ровно столько мятежников задержали в субботу турецкие власти. Аресты до сих пор продолжаются.
Итак, стенка на стенку. Все признаки гражданского противостояния с захватом телеканалов и аэропортов, комендантским часом, танками в городе. С одной стороны – Эрдоган и его сторонники (в основном, исламисты). С другой – кемалисты и военные, то есть адепты светского государства. На самом деле борьба одних против других продолжается уже довольно давно. Это что-то вроде войны Алой и Белой розы, только по-турецки. Причины и последствия в репортаже корреспондента «МИР 24» Максима Красоткина.
Похоже, красочное шоу было срежиссировано лучше, чем военный переворот. По стране еще идут облавы на мятежников, а на площадях Стамбула и Анкары – народные гуляния.
Если это и была революция, то очень странная. Весь мир ее наблюдал в прямом эфире. Интернет-то никто не отключал. Все соцсети завалены видео. Вот самолет бомбит парламент, а тут вертолет стреляет по сторонникам президента.
О том, что в стране военные пытаются захватить власть, люди догадались, когда над Анкарой закружили истребители. Все-таки боевая авиация над столицей летает нечасто. А тут в прямом эфире президент Эрдоган, подобно Горбачеву из Фороса, обращается к народу. В этот момент президент Турции отдыхал в Бодруме.
«Сегодняшние эти события это результат действий незначительного меньшинства наших Вооруженных сил. И их действия – это попытка нанести удар по единству нашей страны. Но мы дадим им достойный ответ, и они будут наказаны по всей строгости закона», – заявил турецкий лидер.
В этом же обращении Эрдоган призвал сторонников выходить на улицы. Канал вещал недолго. Уже скоро в студию ворвались далеко не вежливые люди с оружием.
Другой государственный канал тоже оказался во власти мятежников. Ведущая зачитала заявление «мирного совета» – так назвали себя революционеры: «Мирный совет подготовит мирную конституцию, она охватит все слои общества без дискриминации религии, языка и расы. Совет мира будет принимать все меры, пока не установится светский, демократический, социальный и конституционный порядок».
В это время танки «мирного совета» вовсю давили машины гражданских – так спешили захватить аэропорт Стамбула, куда должен был сесть самолет Эрдогана. В этот момент западные СМИ сообщили, что президент Турции, как когда-то Янукович, самоустранился и улетел из страны.
«Это «Статфорд» запустил дезу (дезинформация – прим. ред.). А «Статфорд» – это американский аналитический центр, входящий в ЦРУ и запускающий дезы», – заявил председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль.
Писали, что самолет Эрдогана не приняла Германия, он взял курс на Лондон. Российский интернет заговорил, что и до Ростова топлива хватит. Но турецкий лидер внезапно появился в воздушной гавани Стамбула, откуда к тому моменту танки уже ушли.
«Мы продолжает свою работу. И с помощью Аллаха мы до последнего дыханья будем исполнять свои обязанности и не допустим к власти этих оккупантов», – подчеркнул президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
В организации переворота он обвинил своего бывшего соратника, исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена. Тот уже 17 лет живет затворником в США. За все время он только один раз дал интервью. А тут – целая пресс-конференция.
«Я не верю, что мир верит в обвинения, сделанные президентом Эрдоганом. Существует вероятность того, что это был постановочный переворот, который мог быть предназначен для дальнейших обвинений в адрес гюленистов», – заявил исламский общественный деятель Фетхуллах Гюлен.
И действительно – Эрдоган начал ковать железо, пока горячо. Вслед за арестами военных он уволил свыше двух тысяч судей, мол, нелояльны власти, и заговорил о смертной казни для заговорщиков. А для этого придется менять конституцию – высшую меру отменили еще в середине двухтысячных в рамках интеграции с ЕС. Если сейчас ее вернут, то двери в Евросоюз, куда Турция так стремилась, для нее могут быть закрыты.
«В августе должен был состояться высший военный совет, и Эрдоган давил на военных, чтобы они убрали ту часть командования, которая выступает против него, а Генштаб в целом был против. Теперь никакой совет не нужен, больше двух тысяч арестованы, и у Эрдогана развязаны руки», – отмечает тюрколог Ильшат Саетов.
Военные в политической жизни Турции всегда занимали особое положение. Армия считалась оплотом демократии и гарантом светскости государства – как завещал основатель республики Мустафа Кемаль Ататюрк. Всякий раз офицеры смещали исламистов. За полвека в республике произошло четыре переворота. Спорили военные и с Эрдоганом. Весной они отказались вторгаться в Сирию без санкции ООН. С тех пор между подчиненными и верховным главнокомандующим отношения не заладились.
«В конституции Турции была статья о том, что армия является гарантом конституции, он провел референдум, благодаря которому эту статью изъяли», – напомнил директор Центра изучения Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров.
Кроме того, военным не нравилось, что Эрдоган прислушивается к имамам и ходит в мечеть, чего раньше и быть не могло. Часть общества это не приняла. А тут еще с новой силой разгорается конфликт с курдами, да война в Сирии.
«Вообще антиисламские силы в широком плане стали сильно маргинальными. И те, кто устраивал путч, это не учли. Они говорили, вот Эрдоган раскручивает противостояние с Сирией, поддерживает исламские группировки, зреет бунт. Кинем туда искру, и она подожжет все, как бензин, и запылает», – отмечает председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль.
Но организаторы мятежа просчитались. Единства не было даже в армии. А солдаты, как заявили позже, до последнего думали, что идут учения. Дошло до того, что Эрдогана поддержали даже прокурдские силы.
«Я бы хотел подчеркнуть, что мы осуждаем эту попытку переворота. Он не может иметь правовую основу. Переворот не мог быть успешным без воли народа и воли демократических политиков», – подчеркнул депутат Великого национального собрания Турции Селахаттин Демерташ.
Мятеж продолжался одну ночь. Солдаты – кто сдался сам, кого разоружили толпа. Произошло это с восточным оттенком: бунтовщиков еще и публично отхлестали ремнями.
Любопытные детали. Зачинщиками госпереворота турецкие власти называют жандармерию, а еще что важно – командование военно-воздушных сил страны, тех, кто несет ответственность за сбитый осенью 2015 года российский бомбардировщик Су-24. Более того, мэр Анкары Мелих Гекчек вообще заявил, что летчик, который управлял тогда турецким истребителем, также принял участие в попытке госпереворота, и добавил, что путчисты давно создали «параллельное государство», которое добивалось изоляции Турции на международной арене.
Днем 17 июля Владимир Путин позвонил Реджепу Эрдогану. Выразил соболезнования в связи с многочисленными жертвами и пожелал скорейшего восстановления конституционного порядка и стабильности в Турции. В свою очередь Эрдоган пообещал обеспечить безопасность российских туристов, которые сейчас находятся в стране.
Сейчас, конечно, весь мир следит за происходящим в Анкаре и Стамбуле. Когда оттуда только начали приходить сообщения с пометкой «срочно», министр иностранных дел России Сергей Лавров принимал у себя в Москве госсекретаря США Джона Керри. В этот момент они оба отвечали на вопросы журналистов.
«Надо избегать любых кровопролитных столкновений и решать все вопросы, которые возникают, в любом государстве, исключительно в конституционном поле», – подчеркнул министр иностранных дел России Сергей Лавров.
Примерно в том же духе высказались и представители других стран и международных альянсов, в частности, канцлер Германии Ангела Меркель, лидер США Барак Обама, президент Европейского совета Дональд Туск. Общий тезис – поддержка «демократического пути» в Турции. Тут сложно не согласиться. Бунт, безусловно, – это не метод демократии, но и действия турецкой власти по подавлению мятежных настроений сейчас вызывают вопросы. Один из генералов, которого заподозрили в организации попытки госпереворота, убит, а это, в общем-то, противоречит закону.
Пока в главных городах Турции Стамбуле и Анкаре разворачивались драматические события, курорты продолжали да и продолжают сейчас жить своей жизнью. Туда недавно, после извинения президент Турции за сбитый российский самолет, вернулись организованные группы российских туристов. Пока около пяти тысяч. И судя по фото, которыми отдыхающие делятся в соцсетях, все абсолютно довольны. Море им по колено.
«Что может происходить с туристами на курортах? Они гуляют, они купаются, они загорают, рни вовсю используют all inclusive. Им хорошо. Там хорошая погода, там все спокойно. Они узнали о событиях, которые происходили ночью, только утром. И то какими-то отзвуками. Потому что не бросились они с утра смотреть телевизор», – отметила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.
Но отпуск рано или поздно заканчивается. Людям нужно возвращаться домой. Однако тем, чьи вылеты были запланированы на эти выходные, пришлось задержаться, некоторые даже ночевали в аэропортах. Дело в том, что Росавиация накануне приостановила все полеты в Турцию. Впрочем, сегодня утром два лайнера турецкой авиакомпании прибыли в Москву. И этим вечером «Аэрофлот» отправит свои самолеты в эту республику, чтобы вывезти россиян. Также президент Путин поручил ведомствам сконцентрироваться на безопасности отдыхающих. Вопрос об экстренной эвакуации, правда, пока не рассматривается. Но к этому готовы. На всякий случай Минтранс сформировал штаб для мониторинга ситуации. Министерство иностранных дел в свою очередь настоятельно рекомендует «повременить с отдыхом в Турции». У тех, кто уже купил тур, варианта два: либо сдавать путевки, либо ждать, вдруг эта страна снова будет доступной. Но такой отпуск сегодня, скорее, для отчаянных людей.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе