Ученые выяснили, как вычислить будущего террориста

18:21 01/08/2016

Ранее боевики, запрещенной в России террористической группировки «ИГИЛ», записали видеобращение Владимиру Путину, в котором угрожали россиянам джихадом. В Кремле ролик попросили не переоценивать, так как подобные обращения наглядно демонстрируют то, что террористы «поджали хвост».

Тем временем, американские ученые выяснили, что молодые люди, способные внезапно стать террористами, как правило, ненавидят общество, в котором живут, и при этом сильно зависят от мнения своего непосредственного окружения. Исходя из этого, и следует пытаться их «перевоспитывать».

Сотрудница института Санта Фе в Калифорнии, известного своими междисциплинарными исследованиями, Мирта Гэлсик, пишет в газете Christian Science Monitor, что на жгучий вопрос о том, почему человек вливается в террор, не следует искать совсем уж простых ответов. Таких, как «религиозный экстремизм» или «экономические трудности».

Новая схватка с ИГ

Автор напоминает, что весьма многие террористы, включая смертников, вовсе не были религиозны. Кроме того, террористы редко происходят из беднейших слоев общества, и весьма часто – из среднего класса.

«Многие годы исследований не выявили и какой-то особой психопатологии у террористов, - пишет г-жа Гэлсик. – В основном, они хотят того же, чего хочет большинство из нас: признания со стороны товарищей и ближнего круга, и улучшения жизни тех людей, которые дороги им».

Три основных черты типичного террориста, которые выделяет Мирта Гэлсик: молодость, ненависть к обществу (государству), в котором они живут, и сильная зависимость от оценки со стороны товарищей или неформальных лидеров. Ненависть к обществу может быть вызвана самыми разными причинами, включая конкретные факты несправедливости.

Что касается приверженности ближнему кругу, исследователь отмечает, что изначально это полезное чувство, необходимое для жизни в общине.

«Многие ученые согласны с тем, что наша способность учиться у других и сотрудничать с ними есть во многом залог успеха самого человеческого вида, - подчеркивает Гэлсик. – К сожалению, иногда наша социализация включает распространение вредных и опасных идей».

В практическом плане, исследователь предлагает не бороться с естественными общинными инстинктами молодежных групп, а попытаться изменить содержание тех идей, которые молодежь усваивает через эти общинные каналы. Так, в социальных сетях можно предлагать молодым людям мирные способы самоутверждения в ближнем кругу. Особую проблему автор видит в том, что убедительные высказывания должны исходить «изнутри самого сообщества», авторитетного для молодежи, что не так просто организовать.

Леонид Смирнов