Те, кто собирается успеть в этом году насладиться бархатным сезоном в Крыму, едет сюда за ласковым солнцем и теплым морем, за пейзажами и пляжами, за прекрасной природой и великолепными дворцами. Но совершенно особое место среди множества крымских достопримечательностей занимают парки. Одни известны больше, как, например, парки Воронцовского и Ливадийского дворцов, другие — меньше, как Пушкинский парк в Гурзуфе. Но даже среди этого паркового изобилия Крыма выделяется парк «Парадиз», раскинувшийся на территории санатория «Айвазовское» в поселке Партенит, недалеко от Алушты.
Сам поселок Партенит расположен в удивительном месте — на юго-восточном склоне горы Аю-Даг, в районе Кучук-Ламбатской бухты. Места эти начали заселяться еще таврами, а нынешнее название восходит к временам, когда на полуострове жили греки. Например, в названии бухты слово «ламбат» — греческого происхождения, от «лампас», то есть лампада. Да и название поселка — Партенит — восходит к греческому «партенос», то есть «дева», причем, как правило, имелась в виду конкретная дева-воительница — Афина. А много позже, когда Крымский полуостров оказался под властью крымско-татарского ханства, к названию бухты прибавилось слово «кучук», то есть «младший, малый». Так что получается, что парк с гордым римским названием «Парадиз» расположен на берегу бухты Малая Лампада в поселке Дева.
Это историко-филологическое исследование мы привели не случайно: именно история освоения крымской земли и стала лейтмотивом уникального памятника садово-паркового искусства, которым в действительности является парк санатория «Айвазовское».
Когда в 1964 году вокруг уникальной двухвековой давности масличной рощи, являвшейся некогда частью усадьбы графа Раевского, начали создавать новый парк, его основу составили традиционные крымские деревья — сосны, кипарисы и кедры. Довольно быстро парк, который требовал слишком большой заботы, одичал, превратившись в несколько необычный по регулярности, но все же привычный для крымчан хвойный лес, каскадом спускающийся к морю. В таком виде он и встретил 2003 год, когда на деньги украинского олигарха Сергея Таруты здесь начали создавать природно-ландшафтный парк «Парадиз». А главной идеей нового парка стало отражение двухтысячелетней истории Крыма в природных и ландшафтных объектах и садовой скульптуре.
К созданию парка «Парадиз» приступили со всей серьезностью, разработав громадный план строительства и понемногу воплощая его в жизнь. Сохраняя вычищенные кипарисные, сосновые и кедровые рощи, заложенные сорок лет назад, ландшафтные архитекторы прибавили к ним регулярный итальянский сад и пейзажный английский, необычный по форме и составу растений мексиканский, традиционный японский, античную аллею — и множество удивительных скульптур. Среди них есть и копии классических античных статуй, например, Ники Самофракийской, и современные скульптуры в стиле «поп», а сюжеты скульптурных композиций отражают как знаменитые античные мифы (в частности, миф о скульпторе Пигмалионе и ожившей статуе Галатее), так и совсем недавние исторические события — например, почти трехметровая скульптура отдыхающего на лавочке генсека Никиты Хрущева, сыгравшего известную роль в передаче Крыма в состав Украинской ССР…
Кстати, о скульптурах. Одной из основ композиции парка «Парадиз» является каскадный парк, сформированный вокруг лестницы, ведущей почти от входа на территорию санатория до смотровой площадки, расположенной на полпути к морю. Эта лестница окружена самыми разными скульптурами и архитектурными элементами, превращающими спуск по ней в отдельное удовольствие.
Все начинается с двух групп купидонов, стоящих по обе стороны лестницы; причем, судя по ярко блестящим пупкам и пяткам, а также некоторым другим частям тела крылатых младенцев, их явно превратили в своеобразный талисман. Ниже встречаются уснувшие львы и античные колодцы, колоннады с фонтанами и бассейны, а практически у самого конца лестницы сидит на ее краю, задумавшись над книгой, бронзовый граф Михаил Николаевич Раевский.
Так что любая прогулка по парку «Парадиз» превращается в путешествие из эпохи в эпоху, из страны в страну, от мифа к мифу и от одной исторической личности к другой. Античная Греция, генуэзское Капитанство Готия, османская Таврида, русский Крым — все они представлены здесь, в парке санатория «Айвазовское». Так же, как и Италия эпохи Возрождения, существующая словно вне времени Япония, доколумбова Америка и легко узнаваемая викторианская Англия.
Но прогулка по райскому саду — это только половина удовольствия; вторую составляет непременное по жаркой погоде купание в море. Увы, с пляжами дело в парке обстоит не так радужно, как с растениями и скульптурами: к услугам посетителей, если только они не являются отдыхающими в санатории «Айвазовское», всего два пляжа, довольно небольших, хотя и с навесами и простеньким душем. Чтобы выйти к ним, нужно спуститься к морю, и идти вдоль него до упора налево. Вход на пляжи свободный, а вот чтобы вернуться обратно в парк, нужно предъявить охранникам билет, купленный в кассе наверху, у главного входа в санаторий и подтверждающий законность вашего пребывания в раю.
Обратный путь по парку к выходу может быть не менее интересным, чем спуск вниз. Именно снизу, от пляжей, лучше всего попадать в итальянский и английский сады — сверху путь к ним не столь очевиден. Но если одна мысль о том, что придется подниматься наверх по жаре, пугает вас, то к вашим услугам есть электромобили, которые довезут изнемогших от ходьбы туристов к выходу всего за сто рублей с человека.
Однако лучше все же набраться сил и подняться пешком — оно того стоит. Потому что только на обратной дороге вверх по лестнице Раевского можно увидеть, что на передней стороне каждой ступени высечены строки стихотворений великих русских поэтов, посвященные Крыму и крымской природе, в том числе строки Пушкина (кстати, его статуя встречает посетителей итальянского сада). И именно тут, в буквальном смысле слова восходя к поэтическим вершинам, понимаешь, насколько точны и рельефны эти слова…
Татьяна Рублева