Новый случай изъятия российских детей у родителей без суда и следствия всколыхнул общественность сегодня. Стало известно, что в городе Сейняйоки у Виктории Медведевой отобрали троих ее детей и передали в приют.
Основанием для жестокого решения стало то, что мать якобы шлепнула одного из сыновей. К сожалению, подобные случаи в Северной Европе не являются редкостью. О том, что такое ювенальная юстиция в Финляндии и Норвегии, а также самые громкие детские разбирательства за последние годы - в справке «МИР 24».
С чего все началось
Наибольший общественный резонанс получило дело Анастасии Завгородней в 2012 году: у девушки, которую подозревали в насилии, отобрали без суда и следствия сразу троих детей.
Как стало известно СМИ, 7 сентября 2012 года в финском городе Вантаа 6-летняя дочь Завгородней Вероника сказала в школе, что «папа хлопнул ее по попе». После этой фразы учительница Мари Ромппанен обратилась в социальные службы страны, призывая изъять у россиянки и ее мужа, гражданина Финляндии, всех детей.
В тот же день полиция арестовала беременную Анастасию и изъяла из семьи троих детей - шестилетнюю девочку и двухлетних двойняшек. Малышей определили в приют, а затем в приемную семью, а после рождения сына 28 сентября 2012 года грудного ребенка также отобрали.
Фото: Татьяна Константинова,«Мир24»
Случаи с изъятием детей в российских семьях начинают повторяться, и вот четыре года спустя «правосудие» доходит до крайней меры, когда от абсурда не спасает даже финский супруг или супруга. В начале 2016 года у русской женщины с эстонским паспортом Вероники Стопкиной изъяли одного из троих детей.
«У родителей изъяли маленького Томаса, без решения суда, без ордера, без суда и следствия. Он просто не вернулся из школы. Мальчик сейчас в одном из частных приютов, хотя сам считает, что он в тюрьме», - написал тогда в своем блоге бывший детский омбудсмен РФ Павел Астахов.
Органы опеки забрали 10-летнего Томаса из школы в Финляндии, сославшись на то, что школьника якобы наказывают дома.
При этом Вероника уже несколько лет замужем за финном Раймо, в семье четыре маленьких сына.
Опека по-норвежски
В 2014 году широкий общественный резонанс получило аналогичное дело с российскими родителями в Норвегии. 8 ноября сотрудники Норвежской службы защиты детей («Барневарн») из псковской семьи Шариковых-Шионок забрали пятилетнего мальчика Оскара и передали его в приемную семью местных жителей.
Причиной для таких действий стал выпавший у мальчика молочный зуб. Когда мама ребенка надевала на него футболку, у него случайно выпал шатающийся зуб. После того, как он рассказал об этом воспитателям и ребятам в детском саду, на следующий день Оскар из детского сада не вернулся.
Выяснилось, что его передали в органы опеки за якобы совершенное над ним со стороны родителей насилие. Позднее норвежский суд опроверг версию о том, что зуб был выбит, однако ребенка в семью так и не вернули. Мальчик родом из Псковской области, а его мать проживала ранее в Мурманской области.
В том же году у Елены Кузнецовой «Барневарн» отобрал 11-летнего сына Эрика и 13-летнюю дочь Марию, которые, как и она, являются гражданами России и проживают в Норвегии.
Фото: Татьяна Константинова,«Мир24»
Елена, бывшая жительница Санкт-Петербурга, инженер-гидролог вышла замуж за гражданина Норвегии и к 2014 году уже 15 лет проживала в этой стране. С годами отношения супругов ухудшились, и Елена приняла решение о разводе, однако ее дети без объяснения причин были переданы родственникам со стороны мужа.
Снохе детей выдали крупное посуточное содержание для детей, а законной матери разрешили всего восемь свиданий с родными сыном и дочерью - и то в присутствии детских надзирателей.
Мы найдем вам хорошую датскую семью
Аналогичный вопиющий случай произошел накануне Нового года - 2015 в Копенгагене. Там органы опеки отобрали у бывшей россиянки Анжелики Д. новорожденных детей - двойняшек Флиппа и Эсмеральду.
Как сообщал Астахов, Анжелика родилась и училась в России, а с 2011 года работала детским врачом в Копенгагене.
«Она обратилась за помощью, так как ее детей отобрали без объяснений. Объяснив лишь что «найдут им хорошую датскую семью», - отмечал омбудсмен в своем Twitter-аккаунте.
Главным затруднением стало то, что женщина российской подданной не являлась - после переезда она отказалась от гражданства в пользу датского, хотя и «считает себя русской православной».
Для защиты прав женщин, разлученных с родными кровными детьми, в 2011 году Россия создала международное общественное движение «Руссие матери». Другие истории по спасению российских детей, в которых принимали участие «Русские матери» - это истории Риммы Салонен, Татьяны Бендикене, Светланы Анпиловой, Натальи Шариковой.
Общественники оказывают все виды поддержки, в том числе - информационную, для тех родителей, которые стали жертвами европейской ювенальной юстиции.
Подробнее в сюжете: Судьба русских детей в Финляндии