Как в Берлине дали шанс миру в Донбассе

23:48 23/10/2016

Они все-таки встретились. Владимир Путин, Ангела Меркель, Франсуа Олланд и Петр Порошенко. Так называемая «нормандская четверка». Встретились в Берлине и решили, что альтернативы выполнению Минских соглашений по Донбассу все-таки нет. О том, как в Берлине дали миру шанс, выяснил корреспондент «МИР 24» Роман Никифоров.

Ангела Меркель встречала гостей около своей резиденции. С Петром Порошенко перекинулась парой фраз, с Франсуа Олландом расцеловалась, а Владимиру Путину пожала руку трижды - приезд российского лидера вызвал у репортеров настоящий ажиотаж, пришлось останавливаться для повторного фотографирования.

На протокольные съемки в зале совещаний отвели всего 30 секунд. Но камеры успели зафиксировать: рядом с Путиным сидит его помощник Владислав Сурков, включенный во все западные «черные списки». Видимо, санкции санкциями, но договариваться-то надо.
Сами переговоры длились долгие пять часов. Первым к прессе вышел Порошенко и сообщил: никаких документов лидеры не подписали, но договорились составить так называемую «дорожную карту».

«Где будут четко обозначены две составляющие последовательность шагов, которые мы делаем для имплементации Минских соглашений и гарантии их выполнения», - заявил президент Украины Петр Порошенко.

Минским соглашениям - год и восемь месяцев. За это время из 13 пунктов выполнены лишь четыре: мониторинг режима прекращения огня со стороны ОБСЕ, начало диалога о проведении местных выборов и активизация деятельности трехсторонней рабочей группы, а также действительно важная позиция - безопасные коридоры для доставки гуманитарной помощи. Правда, этой возможностью пока пользуется лишь Россия, которая с августа 14-го года отправила на Донбасс 53 конвоя, а это 63 тысячи тонн грузов.

Первые пункты, с которых и начинаются Минские соглашения - прекращения огня и отвод тяжелых вооружений от передовых позиций - выполнены лишь частично. Стороны регулярно обвиняют друг друга в обстрелах и провокациях. А линия соприкосновения за год заметно изменилась.

Что касается всех обозначенных политических мер, то здесь прогресс нулевой. Разговоры об особом статусе Донбасса, проведении там местных выборов, амнистии для участников противостояния, конституционной реформе на Украине так и остались разговорами.

«Все стороны можно упрекнуть только в том, что не выполняется соглашение о прекращении огня. Это единственный упрек, который можно предъявить как той, так и другой стороне. Это объективно так. Что касается политической части, то Донбасс постоянно пытался разморозить эту историю и представлял Киеву и свои инициативы по поводу закона о выборах, и изменения Конституции, однако Киев эти предложения постоянно игнорировал», - говорит заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов.

Украина хочет сразу перейти к одному из последних пунктов - получить контроль над границей самопровозглашенных республик с Россией. Что вызывает удивление не только у Москвы.

«Мы должны уважать последовательные шаги Минских соглашений и не забегать вперед. В противном случае мы не сможем достичь ни одного из этих шагов», - подчеркнул президент Франции Франсуа Олланд.

Теперь Порошенко пытается зайти с другой стороны.

«Ввести вооруженную, как мы ее называем, полицейскую миссию ОБСЕ, которая будет обеспечивать безопасность как во время выборов, так и на переходной период», - отметил Порошенко.

Украинский президент хочет, чтобы эта «новая европейская полиция» имела доступ ко всей территории самопровозглашенных республик и по сути заменила там правоохранительные органы.

«Местная милиция арестовывает граждан Украины и работает на одну из сторон конфликта. Она не может обеспечить безопасность. Поэтому это должна делать ОБСЕ. Без определения даты выборов решается вопрос о миссии ОБСЕ, которая должна контролировать безопасность выборов. И только после этого принимается Постановление о дате выборов», - отметил политолог, глава правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко.

Кремль не против западных наблюдателей, но их функцию в зоне конфликта видит несколько иначе.

«Мы готовы расширить миссию ОБСЕ в зоне отвода и в пунктах хранения тяжелой техники», - заявил президент России Владимир Путин.

Беспокоит Москву и невыполнение еще одного пункта Минских соглашений решения гуманитарных вопросов.

«Здесь, пожалуй, продвижение самое минимальное, поскольку связано это было бы, прежде всего, с организацией социальных выплат, пособий. К сожалению, здесь прогресса пока никакого нет», - отметил российский лидер.

Более того, во время переговоров украинский лидер пожаловался, что жители Донбасса задолжали центру 270 миллионов гривен за воду и почему-то не платят.

«Гуманитарные вопросы провалились, потому что две причины. Во-первых, у Украины нет денег. Но даже если бы у Украины были бы деньги, там считают, что поскольку они не подчиняются Киеву, то ничего им не светит. Это общее представление о том, что с одной стороны Киев говорит, что это наши граждане, а с другой плевать на них. Как бы хочет вернуть, но скорее, я бы сказал, территории, чем людей», - считает политолог, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.

В общем, пока контуры двух «дорожных карт» от России и Украины не совпадают. Европейские же посредники ведут себя осторожно - в основном ограничиваются общими фразами.

«Это, безусловно, по-прежнему очень трудно. Мы обсудили все вопросы, и мы показали четкое желание всех участников закончить «дорожную карту». Однако на данный момент предстоит еще очень много работы», - подчеркнула канцлер Германии Ангела Меркель.

Осложняет ситуацию и то, что Киев упорно называет Москву участником конфликта, а накануне берлинской встречи ввел против соседей новые санкции. Вдвое расширил «черный список» российских граждан.

Теперь в нем почти 700 человек. Среди новичков - сенаторы Матвиенко и Мизулина, депутат Жириновский. Ограничения введены в отношении 167 новых компаний и банков, в том числе против Ростеха, Русала и «Объединенной авиастроительной корпорации». Кроме того, под запрет на Украине попали российские платежные системы, которыми в основном пользуются украинцы, работающие в России.

Супруг киевлянки Анны Кириловой работает в строительной фирме в Москве. Семейный бюджет расписан до копейки - Аня готовится стать мамой, на третьем месяце беременности. И вот незапланированные расходы.

«Нам предлагают американские компании, но там уже совсем другие проценты. Нам предлагают эти западные валютные карточки. Опять же это надо тебе заплатить за валютную карту, раз в месяц ты платишь за ее обслуживание. Плюс ты платишь сумасшедшие проценты», - рассказывает жительница Киева Анна Кирилова.

Бывший депутат Рады Владимир Олейник уверен - украинские власти нагнетают ситуацию намеренно.

«Народ бедный, нищий, часть уехала на заработки, 2-3 миллиона, часть в Европу. Реально некому сопротивление оказывать даже режиму, нет митингов, демонстраций. Это их праздник. И состояние войны - это всегда устрашение. Например, только видят, что ситуация начинает немножко активизироваться, они говорят мобилизация, народ убегает», - поясняет депутат Верховной Рады Украины в 2006-2014 гг. Владимир Олейник.

По данным украинского Госстата, при новой власти экономическая ситуация в стране заметно ухудшилась. К концу прошлого года потеряна десятая часть ВВП. Реальная зарплата сократилась на 20%, а потребительские цены выросли в полтора раза. Курс национальной валюты в момент вступления Порошенко в должность был около 12 гривен за доллар, сегодня - приближается к 26. Тарифы на ЖКХ поднимались в несколько этапов. В итоге газ подорожал почти в 6 раз, а тепло - более чем в три раза.

Рыбу и колбасу киевская пенсионерка Валентина Лебедева теперь покупает только раз в месяц. От сыра и вовсе пока отказалась. Показывает последние коммунальные платежки, с тревогой ждет наступления холодов.

Ну а пока киевская пенсионерка считает копейки - власти страны заняты куда более важными вопросами. Спасают страну от внешних угроз. Военный бюджет на будущий год более четырех миллиардов долларов. Это пятая часть всех запланированных расходов.