«Партизаны» карельского леса

22:49 23/10/2016

У каждого - свой экстрим и свои мотивы. Если золотая молодежь в Москве ищет острых приключений от скуки, то карельские старики стали экстремалами поневоле. И все ради благой цели - спасения леса. Корреспондент «МИР 24» Анастасия Глебова отправилась в партизанский отряд пенсионеров.

Нина Шалаева сама с собой проговаривает, что из провианта нужно не забыть взять в лагерь «лесных ополченцев». Память уже не та. Нине Петровне - 68. Сегодня она заступает на пост в сосновом бору. Опаздывать нельзя - голодные товарищи ждут.

Нина Петровна - боец отряда «Сунские партизаны». Они защищают родной лес от вырубки, куда они ходят собирать ягоды и грибы.

Когда сердце рвется на части

От деревни до оперативного штаба - десять минут на веслах и полчаса пешком партизанскими тропами. Водный рубеж она преодолевает без усилий и одышки. Сказываются годы тренировок. В этой деревне почти все легко управляются с лодками - живут у реки. На подходе к лагерю хозяйку встречает пес Никита. Соскучился. Давно не был дома. Вместе с четвероногим сослуживцем, дворнягой Бимом круглосуточно стережет лес.

А вот и отряд защитников сунского бора. В основном - пенсионеры. Самому опытному, Василию Дийкову - 80 лет. В прошлом он - тракторист, слесарь, мастер, водитель, член райкома партии. Не думал, что на старости лет станет еще и партизаном.

«Мирная» жизнь в Сунском бору закончилась в 2011 году, когда республиканские власти выставили на аукцион участок леса, под которым оказалось месторождение песка и гравия. Для его освоения планировалось вырубить 30% сосен и берез. Мнения местных жителей чиновники тогда не спросили. Закон это допускает.

«Торги проводились публично, вся процедура велась открыто. Были получены необходимые согласования. В том числе и согласование администрацией, у нас есть оригиналы этих согласований. Каких-либо препятствий для получения лицензии и вообще для проведения торгов на тот момент не было», - сообщила заместитель министра по природопользованию и экологии Карелии Ирина Ушакова-Кудряшова.

Жители деревни Суна отдать без боя хотя бы одно дерево из леса-кормильца отказались. Ведь в каждом доме погреб с вареньем и разносолами. Запасы с бора помогают перезимовать.

Сунские партизаны не сразу стали жить по законам военного времени. Сначала пытались защитить родной бор мирным путем. Скинулись - кто сколько мог - на адвоката. Подключили экологов, пожаловались прокурору.

«Мы проверили - действительно был аукцион, участник получил на законных основаниях. Эти граждане воспользовались своим конституционным правом и обратились в суд. Суд проверил и выяснил, что деятельность предприятия ведется законно», - заявил карельский межрайонный природоохранный прокурор Алексей Патарушин.

К слову, удача сначала сопутствовала деревенским. Оказалось, на месте будущего карьера есть следы стоянки древнего человека. Это в Карелии не редкость. За счет территории археологических раскопок участок под разработку песка и гравия уменьшился втрое. Потом в бору ученые обнаружили краснокнижные растения - площадь будущего карьера снова сократилась. Но праздновать победу оказалось рано. В начале лета в лес пришла техника. Щепки полетели. Тогда местные жители и разбили этот лагерь. Дежурят в две смены. Ночью на вахту заступают в основном мужчины.

На груди у каждого партизана свисток - чтобы отпугнуть диких животных. Недавно неподалеку видели и медведя, и кабана. Кроме того, бойцы круглосуточно поддерживают в лагере огонь. Их смелость и отчаянность в борьбе стали для разработчика карьера настоящей «занозой». Однако уступать тот не намерен.

«У нас нет ни одного основания прекратить работу. У нас все документы в порядке. Ежемесячно мы платим арендные платежи. Это бизнес, и мы туда вкладываем деньги, и не малые», - подчеркивает генеральный директор компании-разработчика карьера Игорь Федотов.

Игорь Федотов и есть тот самый противник сунских партизан. Ему явно не везет в противостоянии с упрямыми пенсионерами: убытков у бизнесмена уже на 2 миллиона рублей. Зато закон на его стороне.

«Пенсионерам мы ничего не можем предложить. Будем говорить, так это уже пенсионеры, пожилые люди. А молодому поколению, пожалуйста, можем на работу взять», - говорит гендиректор разработчика карьера.

Чтобы минимизировать ущерб, две недели назад предпринимателю пришлось убрать технику из леса и отправить ее на стоянку.

Кажется, сама природа на стороне защитников Сунского леса. Под моими ногами техническая дорога. Ее недропользователь положил совсем недавно. Однако не прошло и двух недель, как бревна начали расползаться в разные стороны. Скорее всего, груженая техника здесь уже не пройдет.

Старики понимают - это временная передышка. Валочные машины и бульдозеры могут вернуться внезапно. Но пока в бору тихо и спокойно, в лагере приятная суета. Ополченцы запасают дрова, собирают хворост, кашеварят. Война войной, а обед по расписанию.

Для участников сунского конфликта эти октябрьские дни - возможность набраться сил перед новой схваткой. Ополченцы готовы к длительной зимовке в бору. Осталось только утеплить палатку и пополнить продуктовые запасы.